Формирование физической культуры личности молодого человека
В наиболее кратком изложении это понятие можно представить в следующем виде: Физическая культура личности характеризуется уровнем ее образования в сфере физической культуры, оптимальной физической подготовленностью, что находит отражение в здоровом стиле жизни, в видах и формах активной физкультурно-спортивной деятельности. Известно, что формирование характера и поведения человека, особенности его личности во многом определяются теми социальными условиями, окружением, в котором он жил и живет. Поэтому и формирование физической культуры личности как одной из сторон общей культуры происходит не с момента получения студенческого билета. Молодой человек, поступающий в высшее учебное заведение, может уже иметь как осознанное положительное отношение к физической культуре, так и индифферентное или даже негативное. И не столь важно (хотя и не безразлично), где и под чьим влиянием приобретены эти установки — в семье, школе, в кругу друзей-сверстников и т.д. Важен сам факт! Поэтому одной из основных и трудных задач учебной дисциплины «Физическая культура» в высшем учебном заведении является задача формирования у всех студентов, достаточно взрослых молодых людей, осмысленно положительной жизненной установки на физическую культуру и спорт. При этом она должна иметь не сиюминутную направленность, но быть нацеленной на всю их последующую жизнь (на здоровый образ жизни, двигательную активность, занятия спортом, активный отдых, на обеспечение длительной активной жизни). Какие же критерии могут быть положены в оценку степени сформированное физической культуры личности? По мнению профессора М.Я. Виленского, они могут включать в себя как объективные, так и субъективные показатели. К этим показателям можно отнести: • степень потребности в физической культуре и способы ее удовлетворения; • интенсивность участия в физкультурно-спортивной деятельности (затрачиваемое время, регулярность); • характер сложности и творческий уровень этой деятельности; • выраженность эмоционально-волевых и нравственных проявлений данного человека в физкультурно-спортивной деятельности (самостоятельность, настойчивость, трудолюбие, целеустремленность, самообладание, дисциплинированность, коллективизм, патриотизм); •проявление самоорганизации, самообразования, самовоспитания и самосовершенствования в физической культуре; • уровень физического совершенства и отношения к нему. • владение средствами, методами, умениями и навыками, необходимыми для самостоятельного физического совершенствования; • системность и глубина усвоения научно-практических знаний по физической культуре для творческого использования в практике физ-культурно-спортивной деятельности; • широту диапазона и регулярность использования знаний, умений, навыков и опыта физкулыурно-спортивной деятельности в организации здорового стиля жизни, в учебной и профессиональной деятельности. Попробуйте дать оценку своему собственному отношению к культуре физической. Отметьте, какие из перечисленных выше критериев (или их отсутствие) определяют ваше позитивное, негативное или безразличное отношение к физической культуре и спорту. Педагогический опыт показывает, что чаще всего отношение каждого студента складывается из наличия или отсутствия знаний в данной области, т.е. осознанности и понимания отдельных сторон этой сферы общей культуры. А далее по цепочке: отсутствие понимания — отсутствие мотивации — отсутствие интереса — пассивность в формировании собственной физической культуры! Однако только специальные знания и понимание самого процесса физического воспитания не могут сформировать физическую культуру личности молодого человека — нужна практика. Известно, что без практики теория мертва. Практические занятия физическими упражнениями (их постоянство, регулярность, самоконтроль и др.) являются основной составляющей культуры отношения человека к своему организму, к себе как к члену той или другой ячейки общества (семья, учебный или профессиональный коллектив и т.п.).
ФИЗИЧЕСКАЯ КУЛЬТУРА И СПОРТ Физическая культура и спорт как социальный феномен современного общества Физическая культура и спорт в подготовке студентов Физическая культура и спорт как социальный феномен. Социальные функции физической культуры и спорта в современном обществе Развитие процессов творчества Понятие воображения как системообразующего компонента процесса творчества Организационная структура и технология экспертно-исследовательско-эвристических игр Содержание игровых процессов, принципов и психолого-педагогических особенностей ИЭИ АДАПТАЦИЯ ОРГАНИЗМА - ФИЗИОЛОГИЧЕСКАЯ ОСНОВА ФУНКЦИОНАЛЬНОГО И ДВИГАТЕЛЬНОГО СОВЕРШЕНСТВОВАНИЯ ЧЕЛОВЕКА
|