ј–“ј —ј…“ј  ќЌ—”Ћ№“ј÷»» ќ ѕќ—“”ѕЋ≈Ќ»»  ќЌ“ј “џ
—келет человека —истема мышц человека Ёндокринна€ система
Ќавигаци€ сайта

“еоретико-методические основы обучени€ технике игры в баскетбол
ћетодика обучени€ технике нападени€ в баскетболе
ћетодика обучени€ технике защиты в баскетболе
«акономерности обучени€ тактике игры в баскетбол
ћетодика обучени€ тактике нападени€ в баскетболе
ƒействи€ игрока с м€чом
ќбучение индивидуальным тактическим действи€м с использованием ведени€ м€ча
ќрганизационно-методические указани€

 

“еоретико-методические основы обучени€ технике игры в баскетбол

—овременный специалист физической культуры должен иметь глубокие общие и специальные знани€ и в совершенстве владеть методологией и технологией профессиональной де€тельности.

“еоретическа€ подготовка требует, прежде всего, умени€ ори­ентироватьс€ в специальной терминологии, разбиратьс€ в сущности базовых пон€тий. ¬ этой главе даны кратка€ характеристика-дидактических принципов, средств и методов, описание законо­мерностей обучени€ основным техническим приемам игры в бас­кетбол.

ѕроцесс обучени€ опираетс€ на некоторые общие положени€ Ч принципы, которые отражают закономерности педагогического процесса и в св€зи с этим нос€т об€зательный характер при ре­шении образовательных и воспитательных задач.   основным прин­ципам обучени€ относ€тс€: принцип сознательности и активности, принцип нагл€дности, принцип доступности и индивидуализации, принцип постепенности, принцип систематичности и пос­ледователь ности.

ѕринцип сознательности и активности при обучении навыкам игры в баскетбол подразумевает:

- осмысление и понимание занимающимис€ сущности и слож­ной структуры изучаемого технического приема или тактического действи€;

- самоанализ качества решени€ двигательной задачи с после­дующей корректировкой своих действий при их повторном вос­произведении.

–езультативности обучени€ способствует активное, заинтере­сованное отношение занимающихс€ к расширению своего двига­тельного потенциала. ¬идимых успехов может достичь только тот ученик, который знает, чего хочет, и целенаправленно стремитс€ к этому. —ледовательно, задача педагога Ч разбудить у своих вос­питанников потребность к физическому совершенствованию.

ѕринцип нагл€дности предполагает создание у учащихс€ четко­го представлени€ об изучаемом материале на различных этапах его освоени€, базиру€сь на визуальном воспри€тии разнообразных действий.

 роме традиционного объ€снени€ и показа упражнений педа­гогом или использовани€ нагл€дных пособий в виде плакатов, фотографий, рисунков и т.п. дл€ данного принципа незаменимы современные технические средства, включа€ видеоматериалы и компьютерные технологии. ќни значительно расшир€ют возмож­ности демонстрации лучших образцов техники и тактики игры в баскетбол.

¬ дальнейшем акцент смещаетс€ в сторону создани€ двигатель­ного образа. √лавенствующа€ роль на этом этапе отводитс€ вести­бул€рному аппарату и рецепторам мышц. —оответственно веду­щими средствами станов€тс€ физические упражнени€ во всех возможных вариаци€х.

ѕринцип доступности и индивидуализации основываетс€ на предварительной оценке педагогом исходного уровн€ подго­товленности и индивидуальных возможностей воспитанников с последующим подбором посильных заданий согласно общим закономерност€м обучени€ и воспитани€. “рудности в обучении должны быть преодолимы дл€ ученика, а его учебна€ де€тельность Ч приносить ощутимый дл€ него результат в усвоении материала.

ѕодбор и конструирование тренировочных и игровых упраж­нений, требующих взаимодействи€ занимающихс€ в пространстве и времени, также должны базироватьс€ на учете достигнутого уровн€ развити€ физического, технического и тактического по­тенциала вовлеченных в них участников.

“олько в высшей степени согласованные действи€ занимаю­щихс€ обеспечивают эффективность этих средств комплексного характера.

ѕринцип постепенности органически св€зан с предыдущим принципом и формулируетс€ в виде методологического правила: Ђот простого Ч к сложному, от легкого Ч к трудномуї. ≈го реа­лизаци€ обеспечивает нефорсированное усложнение программного материала с тенденцией к расширению технико-тактического арсенала занимающихс€ и дальнейшему его усложнению.

»гровые приемы, усвоенные автономно, затем совершенству­ютс€ в сочетании и в вариативных услови€х, постепенно при­ближаемых к игровым. ѕротиводействие измен€етс€ от пассивной до активной формы.

ѕринцип систематичности и последовательности требует чет­кого планировани€ и регул€рности в обучении; соблюдени€ ра­циональной преемственности между разделами учебного матери­ала в соответствии с сущностью и внутренней логикой игры. Ќо­вый материал должен опиратьс€ на ранее усвоенный. ќтсутствие системности в зан€ти€х ведет к угасанию двигательных навыков и полученных знаний.

¬се перечисленные принципы обучени€ тесно переплетаютс€ в практической де€тельности. Ќи один из них не может эффективно реализовыватьс€ вне св€зи с другими. ≈динство, взаимообус­ловленность и взаимодополн€емость принципов Ч основа их действен­ности на зан€ти€х по баскетболу.

—редства обучени€

ѕрактическа€ реализаци€ принципов обучени€ подразумевает применение адекватных средств и методов. Ќа уроках по баскетбо­лу используют как общепедагогические (слово и сенсорно-образ­ные воздействи€), так и специфические средства (физические уп­ражнени€).

ќбщепедагогические средства широко примен€ютс€ практически на всех этапах обучени€. ѕрактическому освоению материала на зан€ти€х всегда предшествует сообщение определенной инфор­мации о предмете изучени€.

— помощью слова учитель организует занимающихс€, ставит перед ними задачи, дает оценку выполнению и вносит коррективы в процесс обучени€. –ечь педагога должна отличатьс€ конкрет­ностью, лаконичностью, образностью, будить у занимающихс€ интерес и творческую активность.

—оздание четкого, верного представлени€ об изучаемом тех­ническом приеме или тактическом взаимодействии предполагает демонстрацию их рациональных образцов с помощью средств на­гл€дности: учебных фильмов, фотоиллюстраций, макетов и схем, а также непосредственного показа изучаемых технико-тактических действий на площадке.

  специфическим средствам обучени€ относ€тс€ физические упражнени€, которые подраздел€ют на вспомогательные и основ­ные.  ритери€ми такого разделени€ служат их содержание и на­правленность воздействи€ на организм занимающихс€.

¬спомогательные упражнени€ включают двигательные действи€, создающие специальный фундамент дл€ успешного овладени€ тех -никой и тактикой игры.   ним относ€тс€ упражнени€ других раз­делов школьной программы: гимнастики, легкой атлетики, под­вижных игр, практикуемых видов спортивных игр. — их помощью решаетс€ задача как разносторонней физической подготовки, так и развити€ специальных физических кондиций, необходимых при игре в баскетбол: быстроты, скоростно-силовых качеств, коорди­национных способностей, гибкости.

ќсновные упражнени€ направлены на овладение техникой и так­тикой игры в баскетбол.   ним относ€тс€ также игровые задани€, которые требуют эффективного воспроизведени€ технико-тактиче­ских действий в вариативных услови€х противодействи€, включа€ игровое противоборство.

ѕри овладении техникой игры в зависимости от сложности учебного материала используют упражнени€ с выполнением игро­вых приемов в целом и по част€м (по разделени€м).

Ќа зан€ти€х по баскетболу широко примен€ютс€ подвод€щие упражнени€. ѕо своей координационной структуре они схожи с основными или €вл€ютс€ их составными компонентами и выпол­н€ютс€ в облегченных услови€х: на месте, в замедленном темпе, при отсутствии или ограничении вли€ни€ сбивающих факторов и т. п. ¬ св€зи с этим подвод€щие упражнени€ просты в усвоении, ускор€ют процесс обучени€ и подвод€т занимающихс€ к овладе­нию рациональной техникой и тактикой игры.

Ќа этапе совершенствовани€ эффективны упражнени€ сопр€­женного характера, которые предполагают выполнение изучен­ных технических действий в режиме, стимулирующем одновре­менное развитие специальных физических качеств или освоение тактики игры.

”пражнени€ по тактике, основу которых составл€ют игровые приемы и их сочетани€, способствуют физическому и умственному развитию.

»зученные игровые приемы и технико-тактические действи€ закрепл€ютс€ в подвижных играх, адаптированных к баскетболу. ј в дальнейшем шлифуютс€ в подготовительных, учебных и контрольных играх, ориентированных на приобретение навыков целостной игровой де€тельности и непосредственную подготовку к участию в соревновани€х. Ёти средства комплексного воздействи€ в зан€ти€х баскетболом наиболее эмоциональны, а соответственно особенно попул€рны у занимающихс€.

ћетоды обучени€

 онкретный эффект любого педагогического средства опреде­л€етс€ не только его содержанием и формой, но и способом при­менени€, т. е. методом.

»спользуемые на уроках баскетбола методы можно подразделить на три группы: 1) словесные, 2) нагл€дные и 3) практические.

  словесным методам относ€тс€: рассказ, объ€снение, коман­ды и распор€жени€, задание, указание, беседа и разбор.

–ассказ Ч это короткое повествование о технико-тактических приемах, взаимодействи€х, способах их применени€, месте и зна­чении в игровой де€тельности.

ќбъ€снение раскрывает содержание, форму и структуру кон­кретного двигательного движени€ или действи€, а также факторы, определ€ющие его эффективность. “очное и доступное объ€снение создает предпосылки дл€ освоени€ новых игровых приемов, правильного выполнени€ тактических установок. ќдно из требо­ваний к объ€снению Ч краткость. ѕедагог должен уметь выдел€ть главное, не заостр€€ внимание на второстепенных детал€х.

 оманды и распор€жени€ Ч специфические формы речевого воздействи€ дл€ оперативного управлени€ де€тельностью зани­мающихс€. ќни отличаютс€ особой лаконичностью. Ќа уроках по баскетболу преимущественно пользуютс€ распор€жени€ми, ко­торые в отличие от команд не имеют строго регламентированной формы, просты и доступны по содержанию. –аспор€жени€ даютс€ дл€ подготовки, начала или окончани€ упражнени€ или игрового задани€.

«адание Ч это форма постановки индивидуальной или коллек­тивной задачи перед занимающимис€ дл€ выполнени€ упражнений или в учебных играх.

”казание отличаетс€ от задани€ краткостью формы и направ­лено на внесение коррективов в действи€ учеников по ходу вы­полнени€ упражнени€ или в процессе игрового противоборства.

Ѕеседа предполагает диалог между педагогом и учениками, бла­годар€ которому осуществл€етс€ обмен мнени€ми и намечаетс€ план дальнейших действий при обучении или совершенствовании.

–азбор, как правило, производ€т после завершени€ упражнени€, игры или зан€ти€. Ёто короткий или обсто€тельный анализ всех действий и их результата.

Ќагл€дные методы многообразны и направлены на активиза­цию сенсорных процессов у занимающихс€.

  ним, прежде всего, относитс€ показ упражнений или их эле­ментов учителем или наиболее подготовленными учениками. ѕо­каз должен носить образцовый, четкий характер и создавать полное представление у занимающихс€ о движени€х или действи€х. ƒл€ этого необходимо создать соответствующие предпосылки: выбрать место дл€ показа упражнени€ и создать оптимальные услови€ дл€ его обзора; осуществить показ в целом или по част€м, в обычном или замедленном темпе и т.д.

¬ысоко результативны и вспомогательные нагл€дные методы: демонстраци€ кино- и видеоматериалов, рисунков, фотографий, схем тактических взаимодействий, использование демонстраци­онных досок, планшетов и других средств. Ёффективны также повторный и замедленный показ или демонстраци€.

ќпределенное значение имеют методы ориентировани€. — по­мощью предметных или условных ориентиров (например, линии разметки, м€чи, переносные стойки, стуль€, ориентиры на щите,

разнообразные зрительные и звуковые сигналы и т.д.) ограничи­вают направление движени€, сигнализируют о его начале или окончании, регламентируют смену направлени€, задают траекто­рию полета м€ча и т. п.

»спользование нагл€дных методов всегда должно сочетатьс€ с разновидност€ми словесных. Ёто €вл€етс€ одним из основных ус­ловий эффективности проведени€ учебных зан€тий.

ѕрактические методы базируютс€ на активной двигательной де€тельности занимающихс€. »х грамотное использование имеет решающее значение в освоении умений и навыков игры в бас­кетбол.

”пражнени€ предполагают многократное повторение движений дл€ овладени€ техникой игрового приема, сочетани€ приемов от­дельными учениками или технико-тактических взаимодействий группой занимающихс€.

–азучивание техники может осуществл€тьс€ в целом или по част€м. ќтносительно простые игровые приемы (например, стой­ки, передвижени€, ведение м€ча и т.п.) разучиваютс€ в цело­стном виде, так как их расчленение нарушает структуру дви­жений и усложн€ет процесс обучени€. –азучивание по част€м (расчлененным методом) предполагает временное освоение от -дельных элементов целостного двигательного действи€ с последу -ющим их объединением в единое целое. –асчлененным методом в баскетболе осваивают координационно-сложные игровые приемы (например, бросок в прыжке одной рукой от головы).

ѕри изучении техники и тактики баскетбола широко исполь­зуютс€ подвод€щие упражнени€.  ак правило, их объедин€ют в блоки так, чтобы путем планомерного и постепенного освоени€ более простых движений или двигательных действий подвести занима­ющихс€ к овладению сложными технико-тактическими действи­€ми в целом. ѕредлагаемые задани€ выполн€ютс€ в строгой по­следовательности индивидуально или с помощью партнера. ќни могут включать:

- имитацию отдельных фаз движени€ с м€чом или без него (например, подбрасывание м€ча над собой при изучении бросков);

- фиксацию положений звеньев тела в ключевые моменты дан­ного приема (например, при изучении броска в прыжке игрок, запрыгнув на гимнастическую скамейку, принимает положение замаха, т.е. м€ч подн€т к голове);

- создание условий принудительного ограничени€ амплитуды и направлени€ движений (например, использование педагогом или партнером вертикально расположенной картонки или планшета дл€ предотвращени€ отклонени€ в сторону локт€ бросающей руки занимающимс€, осваивающим технику дистанционного броска одной рукой от плеча);

 нига скачана с сайта: wholesport.ru

- временное выключение из целостного движени€ отдельных звеньев тела (например, выполнение штрафных бросков из поло жени€ сид€ на стуле).

 оличество подвод€щих упражнений и врем€ их использовани€ завис€т от результативности процесса обучени€.   выполнению приема в целом следует переходить в случае свободного и уверенного воспроизведени€ его базовых элементов как автоном -но, так и во взаимосв€зи друг с другом.

¬ дальнейшем услови€ выполнени€ технических приемов ус­ложн€ют. ѕри этом придерживаютс€ определенной последователь­ности:

- от действий без м€ча переход€т к технике владени€ м€чом;

- от статических действий на месте Ч к динамическим в дви­жении;

- от обособленного единичного исполнени€ Ч к чередованию и сочетанию с другими действи€ми;

- от многократного повторени€ в облегченных стабильных ус­лови€х Ч к ситуативному применению в игровых.

–езультативному освоению современных навыков игры в бас­кетбол на определенном этапе обучени€ содействует метод сопр€­женных воздействий. ≈го сущность состоит в создании оптималь­ных условий дл€ взаимосв€занного комплексного совершенство-" вани€ игровых приемов и необходимых дл€ их эффективного вос­произведени€ физических качеств. Ёто достигаетс€ благодар€ се­рийному повторению элементов техники игры с повышенной интенсивностью, а также конструированию упражнений с чере­дованием заданий на совершенствование технических приемов и акцентированное развитие специальных физических качеств в ло­гической последовательности, присущей баскетболу.

¬ качестве самосто€тельных методов на уроках по баскетболу используют игровой и соревновательный. »х применение создает благопри€тный эмоциональный фон дл€ обучени€ и совершен­ствовани€ игровых навыков, пробуждает у занимающихс€ интерес к систематическим зан€ти€м.

»гровой метод предусматривает выполнение двигательных дей­ствий в услови€х, регламентированных установленными правила­ми игры. ќн может быть представлен упражнени€ми в игровой форме, эстафетами и непосредственно игрой.

”частие занимающихс€ в специальных эстафетах и подвижных играх св€зано с воспроизведением компонентов их физического, технического и тактического потенциалов в различных сочетани€х и в посто€нно измен€ющихс€ услови€х. ѕодготовительные игры требуют от играющих рационального решени€ технико-тактических задач в моделируемых педагогом ситуаци€х игрового противоборства и адекватного взаимосв€занного применени€ освоенных игровых действий. »грова€ де€тельность происхо­дит на фоне повышенного эмоционального состо€ни€ игроков и создает соответствующие услови€ дл€ применени€ всей совокупно­сти навыков и качеств, приобретенных на зан€ти€х по баскетболу.

ќснову соревновательного метода составл€ет специально орга­низованна€ соревновательна€ де€тельность. ќсобенно эффективен этот метод на этапе совершенствовани€. ќн может быть пред­ставлен соревнованием на количественный или качественный ре­зультат при выполнении отдельных двигательных действий, игра­ми по упрощенным правилам, двусторонними учебными, конт­рольными играми и, наконец, официальными соревновани€ми.

Ѕескомпромиссное соперничество, борьба за первенство или возможно высокое достижение усиливают комплексное трениро­вочное воздействие на организм занимающихс€ в процессе сост€­заний; способствуют улучшению всех видов подготовленности во взаимосв€зи и росту спортивных результатов.

— целью достижени€ конкретного результата соревновательный метод может осуществл€тьс€ в усложненных или облегченных по отношению к официальным правилам соревнований услови€х. Ќаи­более действенными методическими приемами, практикуемыми на уроках по баскетболу, €вл€ютс€:

- уменьшение или увеличение площади взаимодействи€ зани­мающихс€ при выполнении игровых действий;

- уменьшение или увеличение количества игроков на площадке в обеих командах или в одной из них;

- введение в ходе выполнени€ упражнени€ дополнительной специфической информации (например, игра двум€ м€чами; ус­ловно-зрительные сигналы, мен€ющие регламент действий спорт­сменов, и т.д.);

- наложение ограничений на выполнение игровых действий, св€занных с изменением существующих в игре правил (например, увеличение продолжительности игры; сокращение времени владени€ м€чом; строгий лимит передач м€ча, ходов разыгрывае­мой игровой фазы; запрещение ведени€ м€ча, завершение атак только указанным способом и др.);

- усложнение воспри€ти€ игровых ситуаций (например, игра двух команд в одинаковой форме; игра при недостаточном осве­щении; игра при моделировании шума трибун и т.п.);

- усложнение или упрощение условий выполнени€ игровых приемов (например, использование облегченного или ут€желен­ного м€ча, снижение высоты колец или применение над кольцами дополнительных приспособлений, затрудн€ющих попадание м€ча в корзину; применение ут€желенных по€сов, манжетов, обуви и т.д.);

- игра с гандикапом (например, предоставление одной из ко­манд преимущества в заброшенных м€чах, в полученных фолах и т.д.)

— большим эффектом в услови€х школы можно использовать практику проведени€ соревнований по так называемому уличному баскетболу: 3 х 3 на одну корзину до 15 очков или продолжитель­ностью до 20 мин. »гры провод€т в основном на открытой пло­щадке. ƒемократичность правил и неприт€зательность требований к услови€м игрового противоборства делают этот вид сост€заний доступным дл€ широкого круга любителей баскетбола.

—ледует отметить, что, несмотр€ на всю привлекательность иг­рового и соревновательного методов, их применение требует оп­ределенной подготовленности занимающихс€ в плане обучени€ и овладени€ основами техники и тактики игры. ѕродолжительность игровых заданий и игр должна быть нормирована, так как наи­больший эффект достигаетс€ при концентрации времени, отво­димого на решение конкретной задачи.

Ќа начальном этапе обучени€ необходимо отдавать предпочте­ние индивидуальным сост€зани€м на точность и качество выпол­нени€ заданий. » только по мере повышени€ уровн€ технико-тактической подготовленности смещать акценты: переходить к командным видам соревнований, стимулировать быстроту и ре­зультативность действий в услови€х возрастающей активности противоборства.

Ёффект педагогических воздействий на уроках по баскетболу всецело зависит от профессионального мастерства педагога, его умени€ взаимосв€занно и рационально использовать комплекс средств и методов, соответствующих возрасту и подготовленности занимающихс€, а также сложности изучаемого материала.

1.2. ћетоды организации занимающихс€

Ёффективность процесса обучени€ определ€етс€ уровнем его организации. Ќа зан€ти€х по баскетболу можно использовать не­сколько методов организации занимающихс€: фронтальный, по­точный, проходной, групповой, метод круговой тренировки и индивидуальных заданий.

ѕри фронтальном методе упражнени€ выполн€ютс€ одновре­менно или посменно всеми учениками, расположенными в одну или несколько шеренг.

ѕоточный метод также предполагает выполнение одного и того же задани€ всеми участниками, но поочередно Ч один за другим.

ѕроходной метод объедин€ет в себе некоторые черты двух пре­дыдущих и заключаетс€ в выполнении упражнений при передви­жении занимающихс€ одновременно или поочередно шеренгами, использу€ всю площадь зала. ƒл€ группового метода характерно распределение занимающихс€ нанесколько групп. «адани€ дл€ каждой группы дифференциру­ютс€ и выполн€ютс€ поочередно.

“от же подход Ч распределение на группы и чередование за­даний используют в методе круговой тренировки. Ќо здесь рас­пределение учащихс€ производ€т в зависимости от их подготов­ленности; разнонаправленные задани€ выполн€ютс€ на специально отведенных участках площадки (станци€х) в определенной последовательности; смену станций производ€т через заданные интервалы времени и с продвижением по кругу.  оличество пройденных кругов варьируют в соответствии с поставленными задачами.

ћетод индивидуальных заданий предполагает самосто€тельное выполнение их каждым учеником. ”читель продолжает осуществ­л€ть руковод€щую функцию, но педагогический контроль в целом за всеми занимающимис€ несколько затруднен.

¬ыбор метода организации занимающихс€ на уроке зависит от уровн€ их подготовленности, степени сложности решаемых задач, используемых педагогом средств и методов обучени€, условий проведени€ зан€ти€ (размеров зала, наличи€ в достаточном количестве инвентар€ и оборудовани€ и т.д.).

ѕри изучении игровых приемов без м€ча (стоек и перемеще­ний), а также при выполнении несложных действий с м€чом (на­пример, ведение м€ча на месте или в движении на контролируемой скорости) задани€ выполн€ютс€ фронтальным и проходным методами: одновременно или посменно.

 огда же необходим строгий педагогический контроль над ка­чеством выполнени€ более сложных по структуре движений (на­пример, при изучении дистанционных бросков в корзину), а также на этапе углубленного совершенствовани€ приемов техники или тактических взаимодействий целесообразно использовать груп­повой метод.

¬ процессе совершенствовани€ навыков игры особенно хорош поточный метод. ќн эффективен при организации упражнений комплексного характера с последовательным или поочередным выполнением нескольких игровых приемов (например, передачи м€ча, перемещени€, броски и т.п.) с продвижением от одного щита к другому или с одной стороны площадки на другую.

  методу индивидуальных заданий прибегают при необходи­мости исправлени€ ошибок или дл€ достижени€ успехов в инди­видуальной подготовке.

Ѕольшие возможности заключены в использовании метода кру­говой тренировки. ќн незаменим при необходимости нормирова­ни€ нагрузки дл€ занимающихс€ разного пола и разной подготов­ленности. — его помощью можно рационально чередовать задачи обучени€ и совершенствовани€ техники, тактики игры и развити€ специальных физических качеств, создавать услови€ комп лексной подготовки. /

ѕон€ти€ Ђпринципыї, Ђсредстваї, Ђметоды обучени€ї, Ђметоды организации занимающихс€ї в теории физической культуры объедин€ютс€ термином Ђметодика обучени€ї. ќн подразумевает совокупность хорошо продуманных действий педагога, обеспечи­вающих эффективное освоение занимающимис€ изучаемого учеб­ного материала. ѕрименительно к урокам баскетбола методика обу­чени€ Ч это профессионально организованный путь формировани€ у учащихс€ специальных знаний, умений и навыков игры.

ћетодика обучени€ предусматривает целый комплекс мер по созданию оптимальных условий дл€ решени€ образовательных задач:

- соблюдение логической последовательности и преемствен­ности в освоении материала;

- отбор доступных и наиболее результативных методов и средств обучени€, нормирование нагрузок;

- рациональна€ организаци€ занимающихс€ на уроке;

- выбор рабочего места учителем в ходе проведени€ зан€тий, грамотное использование им терминологии, команд и указаний;

- создание соответствующего эмоционального фона зан€тий; ї

- своевременное исправление ошибок благодар€ применению эффективных методических приемов и индивидуальному подходу к учащимс€ и т.д.

”спешность учебного процесса в целом зависит от умени€ пе­дагога построить каждое зан€тие, руководству€сь соответствую­щими принципами обучени€ и использу€ адекватные средства, методы обучени€ и организации занимающихс€. Ќаибольший эф­фект дает их рациональное сочетание и варьирование с учетом результативности предыдущих этапов и особенностей предсто€щей де€тельности с конкретным контингентом занимающихс€.

1.3.  лассификаци€ техники игры

ѕриступа€ к обучению, педагог должен свободно ориентиро­ватьс€ в терминах.

ѕон€тие техника игры подразумевает совокупность игровых приемов и способов их выполнени€, позвол€ющих наиболее ус­пешно решать конкретные задачи спортивного противоборства.

ѕон€тие прием техники обозначает систему движений, сходных по структуре и направленных на решение однотиповой игровой задачи. Ќапример, с помощью броска решаетс€ задача забросить м€ч в корзину соперника.“ехника игрового приема Ч это наиболее эффективное, оправ­данное с позиции биомеханики использование данного игрового действи€, дающее наилучший практический результат.

—уществует также пон€тие Ђспособ выполнени€ приемаї. ќно определ€етс€ устойчивостью (стабильностью) основных признаков техники приема: пространственно-временных, силовых и ритмо-вых. Ќапример, выдел€ют несколько способов выполнени€ броска м€ча в корзину: одной или двум€ руками; снизу, от груди, от плеча или от головы (сверху); с места, в движении или в прыжке и т.п.

—пособы выполнени€ приемов имеют разновидности, т. е. отлича­ютс€ детал€ми в системе движени€. “ак, бросок в прыжке может исполн€тьс€ с выпуском м€ча на 1 счет (бросок с прыжком), на 2 счета (бросок в прыжке) и на 3 счета (бросок с зависанием) и т.п.

≈ще более разнообразной представл€етс€ техника игры с уче­том условий выполнени€ игровых приемов: рассто€ни€, направ­лени€, степени сопротивлени€ соперников.

¬ св€зи с многообразием характеристик игровых приемов с целью их систематизации используют классификацию Ч распре­деление по разделам и группам на основе общих признаков (рис. 1). Ќаправленность игровой де€тельности позвол€ет выделить два раз­дела: технику нападени€ и технику защиты. ѕо характеру игровой де€тельности в каждом разделе выдел€ют по две группы: в технике нападени€ Ч технику передвижений и технику владени€ м€чом, а в технике защиты Ч технику передвижений и технику про­тиводействи€ и овладени€ м€чом.  аждый технический прием, вход€щий в ту или иную группу, может исполн€тьс€ тем или иным способом, у которого есть несколько разновидностей. » наконец, любой из них воспроизводитс€ в определенных услови€х.

1.4. ѕоследовательность обучени€ технике игры

Ёффективность процесса обучени€ технике игры в баскетбол в значительной мере зависит от умени€ педагога выстроить весь ма­териал в определенной последовательности, соблюда€ принципы преемственности в обучении и учета возрастных особенностей учащихс€.

“ехнике игры в баскетбол целесообразно обучать в следующей последовательности:

1) обучение стойкам и передвижени€м;

2) обучение технике владени€ м€чом в нападении;

3) обучение технике противодействи€ и овладени€ м€чом в защите;

4) обучение игровым действи€м (сочетанию приемов) в напа­дении и контрдействи€м в защите.
 
Ёто, безусловно, не означает, что приемам игры в защите следует обучать только когда освоена вс€ техника нападени€. ѕринципиальным €вл€етс€, что обучению конкретному контрприему должно предшествовать овладение соответствующим атакующим действием.
¬ процессе обучени€ технике игры необходимо посто€нно помнить о неразрывной взаимосв€зи между двум€ его сторонами Ч образованием и воспитанием, стремитьс€ к ее реализации на каждом зан€тии. «десь имеетс€ в виду взаимосв€зь между формировађнием двигательных навыков и воспитанием {развитием) двигательных способностей. “ак, например, на первых уроках при изучении передач м€ча параллельно с освоением правильной структуры движени€ логично будет использовать задани€ дл€ развити€ скорост-но-силовых качеств верхних конечностей (метание набивных и теннисных м€чей и т.п.). Ёто создаст предпосылки дл€ дальнейшего сопр€женного совершенствовани€ данного технического приема и специфического дл€ него физического качества на последующих зан€ти€х.
“ака€ же двуедина€ св€зь при обучении технике игры в баскетбол должна прослеживатьс€ между техническими и тактическими аспектами игровых приемов. Ёта взаимосв€зь определ€етс€ специфиђкой самой игры, где игровые действи€ примен€ютс€ исключительно в определенных игровых ситуаци€х.
—ледовательно, параллельно с изучением рациональной техники приемов необходимо осваивать индивидуальные тактические действи€.  ак только сформирована основна€ структура двигательного действи€ и учащиес€ овладели правильным ее выполнением на фоне про€влени€ необходимого физического качества, целесообразно создавать услови€ ситуационного обучени€. ѕодразумеваетс€ дальнейшее совершенствование технического приема в наиболее типичных дл€ него, искусственно созданных ситуаци€х игрового противоборства. Ќапример, на этапе совершенствовани€ при обучении ведению м€ча в упражнени€ вводитс€ защитник, вначале неподвижно обозначающий заданную позицию, а затем пассивно сопровождающий дриблера, отступа€ приставными шагами спиной вперед. ÷ель Ч научить нападающего укрыванию м€ча и стремительному уходу, использу€ слабые стороны стойки за-щитника.
—очетанию приемов Ч игровым действи€м и адекватным им контрдействи€м Ч обучают по мере расширени€ арсенала изученных отдельных элементов техники нападени€ и защиты. ѕричем взаимосв€зь между освоенными одиночными навыками должна форђмироватьс€ в соответствии с внутренней логикой игры в баскетбол. “ак, например, приемы Ђведение м€чаї и Ђловл€ м€чаї пођследовательно объедин€ют с остановкой двум€ шагами и прыжком, а затем с разновидност€ми бросков в движении и в прыжке.
ј защитные передвижени€ приставными шагами Ч с выбиванием м€ча при ловле и ведении м€ча, или накрывание м€ча при броске Ч с отблокированием нападающего и вз€тием отскока и т.п.
Ќа завершающей стадии овладени€ техническим приемом или технико-тактическим действием предлагают его использование в соревновательных услови€х, будь то соревнование в точности, быстроте его выполнени€ и т. п. или в эффективности его примеђнени€ в двусторонних учебных играх. ƒл€ акцентированного сођвершенствовани€ конкретного навыка игры здесь возможно использование специальных методических приемов, принуждающих к многократному повторению данного игрового действи€ или к воспроизведению его в более сложной, экстремальной обстановке:
- уменьшение или увеличение размеров площадки, количества игроков, времени игры;
- введение в игру второго м€ча;
- наложение ограничений на выполнение определенных приемов (запрещение ведени€, строгий лимит количества передач определенным способом или их количества до завершающего броска, завершение атак только указанным способом и др.);
- усложнение или упрощение условий выполнени€ игровых при-емов (игра облегченным или ут€желенным м€чом, применение на кольцах приспособлений, затрудн€ющих попадание в корзину, и т.п.).
—портивные сост€зани€ любого ранга €вл€ютс€ основным критерием успешности предшествующего этапа обучени€, позвол€ют сделать необходимые коррективы и дают толчок к дальнейшему углубленному освоению навыков игры в баскетбол.
1.5. “ехнологи€ обучени€ игровым приемам
¬ процессе обучени€ отдельным игровым приемам выдел€ют несколько взаимосв€занных и взаимообусловленных этапов, в ходе которых с помощью специфических методов и средств решаютс€ конкретные дидактические задачи.
1. ќзнакомление с приемом.
«адача: создать четкое представление об изучаемом элементе техники.
ћетоды обучени€: словесный, нагл€дный.
—редства обучени€: сообщение сведений о приеме, его месте и значении в игре; показ правильной техники выполнени€ приема; демонстраци€ плакатов, схем, кино-, фото- и видеоматериалов.
2. »зучение приема в упрощенных, специально созданных усло ви€х.
«адача: освоить основную структуру игрового приема. ћетоды обучени€: практический (целостного и расчлененного упражнений).
—редства обучени€: подвод€щие упражнени€, базирующиес€ на последовательном пофазном воспроизведении исходного положени€, основных звеньев и деталей техники приема, включа€ фиксацию Ђграничных позї (расположени€ звеньев тела в момент смены подготовительной, основной и завершающей фаз движени€); выполнение приема при искусственном ограничении степеней свободы и амплитуды движени€ (например, при обучении броскам одной рукой с места учитель может с помощью картонной или фанерной планшетки принуждать занимающегос€ выполн€ть разгибательное движение бросающей рукой в одной плоскости, т. е. исключить грубую ошибку, св€занную с отклонением локт€ в сторону); выполнение приема на контролируемой скорости.
3. ”глубленное разучивание приема.
«адача: освоить детали техники выполнени€ приема.
ћетоды обучени€: практический (целостного упражнени€ с избирательной отработкой деталей техники); игровой и соревновательный.
—редства обучени€: целостное выполнение разновидностей приема на соревновательной скорости; упражнени€ в усложненных услови€х (без зрительного контрол€, с пространственно-временными ограничени€ми, в услови€х условного противодействи€); воспроизведение приема в сочетании с другими игровыми действи€ми; соревновани€ на быстроту и точность выполнени€.
4. ÷елостное формирование двигательного навыка.
«адача: взаимосв€занно совершенствовать технику и развивать специфические физические качества, необходимые дл€ эффективной реализации данного игрового приема.
ћетоды обучени€: сопр€женных воздействий, круговой тренировки, игровой.
—редства обучени€: упражнени€ сопр€женного характера (например, серийное выполнение передачи одной рукой от плеча набивным м€чом); чередование упражнений на технику и на развитие физических способностей (например, ведение м€ча на месте с элементами жонглировани€, далее Ч сери€ рывков без м€ча); игровые задани€ комплексного характера; эстафеты и подђвижные игры, предполагающие максимальную реализацию фиђзического потенциала и качественное выполнение приема.
5. —итуационное изучение приема.
«адача: совершенствовать технику в услови€х, приближенных к игровым.
ћетоды обучени€: практический (целостного упражнени€); моделировани€ ситуаций игрового противоборства.
—редства обучени€: упражнени€ с воспроизведением конкретного приема в заданных ситуаци€х или с его вариативным применением в ответ на изменение обстановки (зрительный, звуковой сигнал); выполнение приема в ситуаци€х безусловного (активного) противодействи€; взаимодействие с партнером в услови€х, моделирующих игровые.
6. «акрепление приема в игре.
«адача: развивать способность максимально воспроизводить свой двигательный потенциал в услови€х игрового противоборства.
ћетоды обучени€: игровой, соревновательный.
—редства обучени€: упражнени€ соревновательного характера; подвижные, подготовительные и учебные двусторонние игры, включа€ игры с целевым изменением правил (например, дл€ акцентированного совершенствовани€ передачи м€ча одной рукой вводитс€ запрет на все другие способы передач); участие в соревновани€х; выполнение заданий, требующих скоростного и качественного применени€ приема в обстановке сост€зани€ при внезапно возникающем противодействии или при неожиданной" смене игровых ситуаций.
 онтрольные вопросы и задани€
1.  акими дидактическими принципами следует руководствоватьс€ при решении образовательных и воспитательных задач на уроках по баскетболу?
2.  акие средства и методы примен€ют дл€ реализации основных принципов обучени€ навыкам игры в баскетбол?
3. Ќазовите методы организации занимающихс€ на уроках по баскетболу и дайте их краткую характеристику.
4. „то подразумеваетс€ под терминами Ђтехника игрыї, Ђтехника игрового приемаї и Ђспособ выполнени€ приемаї?
5. ƒайте классификацию техники игры в баскетбол.
6.  акова последовательность обучени€ технике игры в баскетбол ?
7. Ќазовите этапы обучени€ технике игры в баскетбол.  акие задачи решаютс€ на каждом этапе и какие при этом используютс€ методы и средства?


Ќеспецифические адаптационные реакции организма ќсновы системной физиологии ќсновы теории функциональных систем —овременна€ теори€ адаптации Ѕј— ≈“ЅќЋ: “≈ќ–»я » ћ≈“ќƒ» ј ќЅ”„≈Ќ»я ћетодика обучени€ технике нападени€ в баскетболе ћетодика обучени€ технике защиты в баскетболе «акономерности обучени€ тактике игры в баскетбол ћетодика обучени€ тактике нападени€ в баскетболе –≈јЅ»Ћ»“ј÷»я ѕќ—Ћ≈ ѕ≈–≈Ћќћќ¬ » “–ј¬ћ 

¬се права защищены студией creativeDRU.

Ћ≈„≈ЅЌјя

‘»« ”Ћ№“”–ј

¬ »Ќ—“»“”“≈

Ќовости сайта


ѕриглашаем прин€ть участие в круглом столе!
подробнее   >>>

»нститут ћенеджмента, Ёкономики и »нноваций начинает набор на курсы повышени€ квалификации!
подробнее   >>>

”важемые студенты јЌќ ¬ѕќ »ћЁи»!
подробнее   >>>

Ќачинаетс€ набор на курсы повышени€ квалификации!
подробнее   >>>

ѕриглашаем прин€ть участие в конференци€х!
подробнее   >>>

все новости...

–азмещение рекламы