КАРТА САЙТА КОНСУЛЬТАЦИИ О ПОСТУПЛЕНИИ КОНТАКТЫ
Скелет человека Система мышц человека Эндокринная система
Навигация сайта

Краткая характеристика особенностей организма человека в течение суток
Взаимосвязь умственной и физической деятельности человека
Физическая активность в период напряженных умственных нагрузок
Состояния организма при занятиях физическими упражнениями и спортом
Утомление при физической и умственной работе
Работоспособность и биологические ритмы
Неблагоприятное влияние на организм гипокинезии и гиподинамии
Средства физической культуры, обеспечивающие умственную и физическую работоспособность
Методики самооценки усталости, утомления, работоспособности, и применения средств физической культуры для их направленной коррекции
Методика овладения двигательными умениями и навыками
Показатели тренированности при дозированной физической нагрузке
Методики применения средств физической культуры для направленной коррекции работоспособности, усталости, утомления
Методика составления индивидуальных программ физического самовоспитания и занятий с оздоровительной, рекреационной и восстановительной направленностью
Критерии распределения на медицинские группы
Энергетическая характеристика физических упражнений различной направленности
Физическая рекреация

 

Физическая рекреация

Физическая рекреация (рекреация — отдых, развлечение) — исполь­зование любых видов двигательной активности (физические упражнения, игры, физический труд и т.п.) в целях физического развития и укрепления здоровья. Особенностью ее является полное подчинение интересам, вку­сам, наклонностям данного человека или группы людей. В связи с этим — полная свобода выбора вида и характера занятий, их периодичности и про­должительности, времени суток, содержания, средств, методов и форм организации. Здесь человек сам конструктор и архитектор, методист и тренер, контролер и ответчик. Все это как раз и является одним из крите­риев и показателей его общей и физической культуры.

Общая цель физической рекреации — укрепление физического и психи­ческого здоровья, создание базы для плодотворного умственного и физи­ческого труда. Частные ее задачи весьма разнообразны и зависят от лич­ных вкусов и желаний занимающихся. К ним можно отнести следующие:

Активный отдых. Эта задача может решаться как потребность в крат­ковременной реализации отдыха в течение 5—15 мин в процессе труда (физкультпаузы, физкультминутки, активный отдых в обеденный перерыв). Это относится и к занятиям после окончания рабочего дня. В этом случае продолжительность занятий будет больше. Наконец занятия в конце неде­ли, в выходные и праздничные дни могут продолжаться несколько часов.

Перемена вида и характера деятельности. Например, с отдыха на дея­тельность, с умственной на двигательную или с одной двигательной на двигательную деятельность другого характера. В первом случае это может быть смена работы за письменным столом на физические упражнения, в другом — смена упражнений одного вида спорта на упражнения другого (боксер плавает, штангист играет в теннис, лыжник — в баскетбол или наоборот и т.п.). Активный отдых и перемена видов деятельности способ­ствуют более быстрому восстановлению организма после утомления. Это особенно важно в тех профессиях, в которых люди значительное время находятся без движения (работники умственного труда и др.) либо выпол­няют однообразные, монотонные движения (на конвейерах, ткацких станках и т.п.). Спортсмену в процессе напряженной тренировки целесообразно менять характер движений, их интенсивность и темп. Оба эти вида широ­ко применяются на производстве, в конструкторских бюро, НИИ и других учреждениях (производственная гимнастика).

Формирование фигуры, объемов частей тела, регулирование веса явля­ются важной потребностью людей разных возрастов. Чаще всего эти заня­тия начинаются с подражания идеалу, образцу, исходя из критической оценки недостатков собственного телосложения. Мужчины озабочены формированием атлетической фигуры, желанием развить рельефную мус­кулатуру, убрать живот и т.п. Женщины — быть стройной, гибкой, изящ­ной, привлекательной, иметь красивую фигуру, непринужденную поход­ку и осанку. Для этого используются индивидуальные и групповые занятия, которые могут проводиться дома, в спортивных, тренажерных залах с ис­пользованием как подручных средств (собственный вес, гантели, эспанде­ры и т.п.), так и специальных тренажеров. Как мужчины, так и женщины зачастую озабочены сгонкой веса, в чем им так же помогают физические упражнения.

Борьба против старения и сдерживание процессов инволюции так же является одной из задач физической рекреации. Двигательная деятельность активизирует деятельность организма и способствует не только сохране­нию его биологических функций, но и их совершенствованию, что ведет к заметному снижению темпов инволюции. Эта проблема решается с людь­ми зрелого и старшего возраста, решается как индивидуально, на основе собственного непрофессионального физкультурного образования, так и в группах здоровья, физкультурно-оздоровительных центрах.

Весьма важной задачей и стимулом для занятий физическими упраж­нениями для взрослого, особенно пожилого населения, является возмож­ность общения, которое происходит в местах групповых занятий. В их процессе, перед началом и по окончании, люди могут обменяться мнени­ями, рассказать о своих радостях, недугах, проблемах; особенно это отно­сится к людям, потерявшим близких и оставшихся в одиночестве, этому способствует физической рекреации.

Многим видам физической рекреации сопутствует большое удоволь­ствие от двигательной деятельности. Это связано прежде всего с различны­ми играми (с мячом, шайбой, воланом, шарами и т.п.). Их высокая эмо­циональность является большим стимулом для занятий физическими упражнениями. Они проводятся как стихийно, самостоятельно, по ини­циативе самих играющих, так и в группах, секциях, командах.

Развитие индивидуально привлекательных физических способностей. Одни — «качают» силу, другие развивают по преимуществу гибкость, тре­тьи — выносливость и т.д. В целом же люди развивают в комплексе все свои физические способности и бытовые двигательные навыки (ходьба, бег, прыжки, метания), овладевают новыми для них — гребля, ходьба на лыжах, езда на велосипеде, бег на коньках, владение ракеткой и т.п.

За последние годы появились новые увлечения, которые носят рекре­ационный характер — дельтаплан, летающие тарелки, виндсерфинг, аэро­бика, шейпинг и т.п. Средствами физической рекреации являются любые физические упражнения, игры, развлечения, а также рекреационный спорт, который удовлетворяет указанные выше потребности. Занятия им организуются в вузах и средних специальных учебных заведениях, на фаб­риках и заводах, предприятиях и учреждениях, в офисах, фирмах, раз­личных организациях. Главной его целью является организация досуговой деятельности в интересах укрепления здоровья, а не достижение предель­ных показателей в двигательной деятельности.

Физическая рекреация может осуществляться в организованных фор­мах. Однако зачастую она не нуждается в них. Ее содержание и формы легко могут быть приспособлены к потребностям и возможностям лю­бой общественной среды — одиночек или группы людей, их пола, воз­раста и внешним условиям и субъективным потребностям каждого из занимающихся. Главное ее значение состоит в том, что она, удовлет­воряя потребности людей в двигательной деятельности, создает предпо­сылки для нормального функционирования человеческого организма в других видах деятельности (учеба, труд). Воспитание этих потребностей и есть одна из главных задач физической культуры и неспециального физкультурного образования людей всех возрастов. Это один из крите­риев культуры личности.

В официальных документах, в сообщениях средств массовой инфор­мации эту область деятельности часто называют массовой физкультурой. Это неверно. Во-первых, самой массовой является та деятельность по физической культуре, которая осуществляется в учебных заведениях и ар­мии. Именно там присутствует масса. Во-вторых, физическая рекреация должна ориентироваться не на массу, а на каждого человека, исходя из его вкусов, интересов, наклонностей, и именно он лично определяет виды, формы, продолжительность занятий физическими упражнениями.

Можно согласиться с тем, что существуют массовые формы физической культуры, которые ориентированы на привлечение большого количества людей как в качестве участников, так и зрителей (спартакиады, забеги, праздники и т.п.). Они выполняют важную агитационно-пропагандистс­кую функцию, способствуют вовлечению в занятия двигательной деятель­ностью многих людей.

В сфере физической рекреации используются общие методы, однако с акцентом на индивидуальные особенности (пола, возраста, наклоннос­тей, вкусов, состояния здоровья и степени физического развития занима­ющихся) и строгим дозированием нагрузки. Особое значение при инди­видуальных занятиях физическими упражнениями и в группах старшего и пожилого возраста, в специальных медицинских группах в местах обще­ственного отдыха и лечения приобретает постоянный самоконтроль и регу­лярный медицинский контроль.

Основными формами занятий физическими упражнениями взрослых в рекреации являются: гигиеническая гимнастика, шейпинг, аэробика, про­гулки (на лыжах, велосипедах, пешком), туризм, учебные занятия в группах здоровья и спортивных секциях, производственная гимнастика, плавание,

катание на коньках, различные игры с мячами (футбол, волейбол, тен­нис), воланами (бадминтон), шарами (биллиард) и т.п.

Все виды и формы физической рекреации осуществляются на дому, в спортзалах, бассейнах, саунах, клубах, местах отдыха, на производствен­ных предприятиях, в местах отдыха и лечения, во время службы в армии.

Людям старшего и пожилого возраста следует уделить больше внима­ния дыхательным упражнениям, локомоциям, быть предельно осторож­ными с упражнениями, связанными с наклонами, резкими движениями, вращениями. Продолжительность бега может быть от 5 до 30 мин, рассто­яние от 1 до 5 км. При появлении одышки упражнения следует немедлен­но прекратить и восстановить нормальное дыхание или обратиться к врачу.

В группах здоровья целесообразно использовать комплексно различ­ные виды упражнений (гимнастика — легкая атлетика — игры).

Одна из главных задач физической культуры в пожилом и старческом возрасте — сдерживание старения, процессов инволюции в организме, создать основы для нормальной, активной по возрасту деятельности чело­века.

Для пожилых людей весьма важно сохранить и проявлять доброжела­тельность, положительные эмоции, «держать себя в руках», не поддаваясь пессимизму, который возникает из-за недугов, частичной потери обще­ния, неустроенности жизни. Необходимо беречь родственные связи и дру­зей, коллег, бороться с чувством одиночества, отчужденности.

В решении многих из этих проблем огромное значение имеет физичес­кая рекреация, ибо она связана с положительными эмоциями, с удоволь­ствием от движений, с общением, радостью бытия, несмотря на трудности и проблемы. Это не означает, что она в полной мере решает их, но она помогает в значительной степени снизить их негативное воздействие на по­жилого человека, не замыкаться в себе, на своих бедах и неприятностях.

Важное значение для пожилых людей имеет уровень их фактического неспециального физкультурного образования, т.е. совершенствования их физических способностей, двигательных навыков как бытовых (ходьба, бег, плавание), так и более сложных (езда на велосипеде, гребля и т.п.), зна­ние элементарных, простейших основ теории и методики физической рек­реации, гигиены, режима труда, питания, отдыха. Двигательная деятель­ность, посильный бытовой труд (уборка снега, заготовка дров, работа на садоводческом участке) имеют важнейшее значение для сохранения здо­ровья и борьбы со старением.

Физические упражнения и двигательная деятельность в целом благо­творно влияют на психику, на все вегетативные функции — газообмен, пищеварение, сердечно-сосудистую и выделительную системы, железы внутренней секреции. Они создают основу для здорового образа жизни, помогают бороться с вредными привычками и увеличивают способности организма сопротивляться утомлению и болезням.

Наиболее общими положениями методики физических упражнений, которыми совершенно необходимо руководствоваться пожилым людям, являются следующие. ' Перед началом занятий гигиенической гимнастикой необходимо на-

строиться, расслабить мускулатуру, провести несколько лыхгтельных дви­жений и потягиваний. Чередование упражнений для рук, ног, туловища, начиная с мелких и постепенно вовлекая крупные группы мышц (например, начиная с упражнений для шеи, кистей рук, а позднее — для рук, ног, туловища). Повышать и снижать нагрузку следует постепенно, пик ее должен быть в середине или в самом начале последней трети занятий.

Этими рекомендациями необходимо в общих чертах пользоваться и при всех других занятиях физическими упражнениями (бег трусцой, плавание, гребля, ходьба на лыжах, езда на велосипеде).

Недопустимы максимальные нагрузки, появления глубокого чувства усталости, изнурения («ноги-руки дрожат»), чрезмерные эмоциональные нагрузки, натуживания, быстрые изменения позы, повороты, наклоны, ускорения. Драматизм старости заключается в том, что желания сохраня­ются, а возможности угасают, поэтому нельзя увлекаться, переоценивать свои возможности, ибо это ведет порой к трагическим последствиям (ин­сульты, инфаркты, разрывы мышц и связок, переломы).

Физические упражнения, любые виды двигательной деятельности сле­дует сочетать с водными и закаливающими процедурами (душ, ванна, ку­пание), массажем, тепловыми процедурами (сауна, русская баня).

Недопустимо активное занятие пожилых людей физическими упраж­нениями без постоянного врачебного контроля и самоконтроля, их гра­мотного, сознательного отношения к состоянию своего здоровья. В со­держание самоконтроля входят общеизвестные положения — наблюдение за самочувствием, сном, аппетитом, весом, частотой сердечных сокра­щений (пульс). В покое он составляет 60 — 80, а при пике нагрузки 100— 120 уд/мин. Весьма интересно и полезно вести дневник самоконтроля, в котором фиксировать динамику функционирования организма, необыч­ность субъективных ощущений.

Большую популярность имеют у людей зрелого возраста и молодых индивидуальные, самостоятельные занятия физическими упражнениями (аэробика, шейпинг, бег трусцой, атлетическая гимнастика). Они прово­дятся в домашних условиях, в учреждениях и на предприятиях, в трена­жерных залах и бассейнах. Их содержание и форма подбираются по вкусу самих занимающихся и проводятся в удобное для них время.

Особенно важное значение здесь приобретает умение контролировать нагрузку, «слушать» свой организм, постоянно осуществлять самоконт­роль и вовремя обращаться за консультацией к специалисту или врачу. Элементарной формой самоконтроля является наблюдение за пульсом, его нормальными (в покое) и максимальными величинами. У человека среднего возраста и среднего физического развития они составляют от 63 уд/мин в покое до 140—160 (у пожилых до 130—140) уд/мин после нагрузки. Кроме этого, весьма информативной является методика подсчета пульса спустя 1, 3, 5 мин после окончания занятий физическими упражнениями. При нормальной, не болезненной реакции частота пульса постепенно снижа­ется и после 3—5 мин покоя приходит в норму.

Индивидуальные занятия проводятся в полном соответствии с состоя­нием здоровья, степенью физического развития, полом, возрастом зани­мающихся. В настоящее время существует обширная литература, в кото­рой излагаются вопросы содержания, методики самостоятельных занятий.

В занятиях, в которых преследуется цель увеличения мышечной мас­сы, используются средние отягощения (50—60% от максимально возмож­ных), позволяющие выполнить упражнение 5—7 раз. Для увеличения силы мышц целесообразно использовать отягощения 75—85% от максимально  возможного и выполнять движения 2—3 раза. Для снижения объема жиро­вой ткани в теле целесообразно использовать небольшое отягощение (20— 40% от максимума) и выполнять в быстром темпе 10—12 движений. Каж­дое упражнение выполнять в 2—4 подходах. Для женщин целесообразно использовать упражнения на «растягивание», ритмические под музыку, с предметами на голове, у балетного станка (стула, стола, стенки), по воз­можности перед зеркалом. Это позволяет совершенствовать осанку, уве­личивать гибкость, подвижность в суставах, гармоничность и пластичность движений.

Каждому занимающемуся целесообразно и интересно вести дневник самоконтроля, в котором он отмечает свое самочувствие, динамику раз­вития физических способностей (силы, гибкости, выносливости), сон, аппетит, объемы частей тела (рук, ног, талии, груди). В дневник можно записывать самозадания (план) на занятия физическими упражнениями и подводить итоги за неделю, месяц, год.

Одной из важных проблем, которые решает человек в течение рабоче­го дня, является сохранение физической и умственной работоспособнос­ти, противодействие психическому утомлению. Одним из важнейших средств ее решения является смена характера деятельности, отвлечение от ее профессиональных видов и форм, переключение на другие виды. По­этому существуют различные виды занятий физическими упражнениями, имеющие сугубо рекреационный характер. К ним относятся вводная гим­настика, физкультпаузы, физкультминутки, занятия физическими упраж­нениями в обеденный перерыв и после работы.

В достаточно богатых учреждениях, на предприятиях существуют спе­циальные места для таких занятий, оборудованные инвентарем и оборудо­ванием (площадки для игры в волейбол, столы для настольного тенниса, тренажеры, велоэргометры, бильярд).

Вводная гимнастика проводится в течение 5—10 мин перед началом работы. При подборе упражнений в ней ориентируются на характер труда и биомеханику трудовых действий и движений, характер рабочих поз. Поэтому включаются упражнения, способствующие быстрейшей адаптации, врабатываемости, повышающие физиологические функции организма.

Физкультпаузы и физкультминутки вводятся для предупреждения раз­вития утомления и действуют по механизму смены вида деятельности. Они проводятся за час-два до обеденного перерыва или окончания рабочего дня и способствуют улучшению функционального состояния организма, под­держиванию внимания, позволяют снизить неблагоприятное влияние ра­бочей позы («расправиться, потянуться»), снизить влияние гиподинамии, обездвиженности. Необходимо заранее определить время рабочего дня, когда выполнение движений даст наилучший эффект. Влияние упражнений усилится, если они будут сопровождаться музыкой. Необходимо учитывать пол, возраст и степень физической подготовленности занимающихся.

Упражнения выполняются в медленном или умеренном темпе, с глу­боким и акцентированным на выдохе дыхании. Их комплексы целесооб­разно менять один раз в месяц.

В ряде профессий невозможно сделать перерыв даже на 3—5 мин (дис­петчеры, машинисты). В таких случаях целесообразно провести два-три упражнения в течение 1—2 мин, направленных на те группы мышц, кото­рые требуют смены характера их функционирования. Целесообразно использовать, с учетом рабочей позы и характера функционирования групп мышц, упражнения в потягивании, наклонах, поворотах, маховые дви­жения с широкой амплитудой.

В обеденный перерыв предпочтительно организовать активный отдых. В его содержание можно включить упражнения и игры. Комплекс может состоять из 5—7 упражнений, выполняемых в медленном или умеренном темпе вместе с глубоким и акцентированным дыханием, и ходьбы в тече­ние 10—20 мин. В качестве игр можно использовать бадминтон, настоль­ный теннис, бильярд. Игры заканчивать за 5—10 мин до конца обеденно­го перерыва. В содержание активного отдыха можно включать водные процедуры, самомассаж, аутотренинг.

После работы также в целях перемены вида деятельности и рекреации (в широком смысле слова), либо на рабочем месте, либо в специально отведенных помещениях (площадках, бассейнах, тренажерных залах, в профилакториях) полезно заняться физическими упражнениями, играми, развлечениями в свое удовольствие и по своему вкусу. Это могут быть как организованные, так и самостоятельные занятия, групповые или индиви­дуальные. Они могут с достаточной эффективностью проводиться и дома, тем более если есть видео или магнитофонные записи упражнений (шей­пинг, аэробика, цигун) ритмической и привлекательной музыки.

Большие возможности для физической рекреации имеются в домах и базах отдыха и санаториях. Там индивидуально или группами проводятся все указанные выше виды и формы занятий физическими упражнениями, играми, развлечениями. Преимущество заключается в том, что там боль­ше свободного времени и реальных возможностей для этого, включая пла­вание, терренкуры, пешие и лыжные походы, возможность заниматься в группах здоровья.


Построение и структура учебно-тренировочного занятия Пути достижения физической, технической, тактической и психической подготовленности Студенческий спорт. Его организационные особенности Студенческие спортивные соревнования Нетрадиционные системы физических упражнений Основные закономерности развития физических способностей Этапность развития физических способностей Неравномерность и гетерохронность (разновременность) развития способностей Перенос физических способностей Принципы развития физических способностей 

Все права защищены студией creativeDRU.

ЛЕЧЕБНАЯ

ФИЗКУЛЬТУРА

В ИНСТИТУТЕ

Новости сайта


Приглашаем принять участие в круглом столе!
подробнее   >>>

Институт Менеджмента, Экономики и Инноваций начинает набор на курсы повышения квалификации!
подробнее   >>>

Уважемые студенты АНО ВПО ИМЭиИ!
подробнее   >>>

Начинается набор на курсы повышения квалификации!
подробнее   >>>

Приглашаем принять участие в конференциях!
подробнее   >>>

все новости...

Размещение рекламы