Специфика деятельности преподавателя физического воспитания в средних специальных и высших учебных заведениях
Работа преподавателя физического воспитания строится из нескольких видов деятельности, в число которых входит: учебная, методическая, организационно-методическая, научно-исследовательская, спортивно-массовая и оздоровительная. Поэтому в практической деятельности ему необходимо решать целый комплекс педагогических, организационных и управленческих задач. Не ограничиваясь проведением академических занятий, он активно занимается тренерской работой, выступает в роли организатора массовых спортивных мероприятий, выполняет функции спортивного судьи, инструктора-методиста, участвует в научно-исследовательской и учебно-методической работе, а также в предпринимательской работе кафедры и спортивного клуба. Помимо этого, преподаватель выполняет контролирующие функции, осуществляя текущую педагогическую диагностику и принимая контрольные нормативы и зачет. Важное место в его работе занимает организация самостоятельных занятий студентов во внеучебное время. Эта работа осуществляется как на спортивной базе кафедры, так и в студенческом городке. Круг профессиональных обязанностей преподавателя физического воспитания обусловлен его профессиональным статусом.
В обязанности ассистента входит проведение академических занятий, индивидуальная работа с отстающими в физическом развитии студентами, прием контрольных нормативов, учебно-методическая работа, организация и проведение спортивно-массовых мероприятий, целенаправленная работа по повышению спортивно-технического мастерства студентов-спортсменов.
В соответствии с требованиями Государственного образовательного стандарта предельный объем нагрузки студента не должен превышать 54 часа в неделю, включая все виды его аудиторной и внеаудиторной и учебной работы. Годовой бюджет рабочего времени определяется исходя из 36-часовой рабочей недели и составляет 1550 часов. В пределах годового бюджета времени и 6-часового рабочего дня для штатных преподавателей кафедра физического воспитания обеспечивает проведение всех видов учебной, методической и научной работы (табл. 1).
Решением Ученого совета вуза определяются расчетные нормы годовой учебной нагрузки преподавательского состава в зависимости от квалификации и специфики его деятельности (но не более 900 часов в год). По решению заведующего кафедрой штатные преподаватели могут выполнять педагогическую работу сверх установленной нормы годовой учебной нагрузки с почасовой оплатой в объеме до 240 часов в учебном году или в объеме 0,5 ставки преподавателя.
Таблица 1
Нормы времени для определения педагогической нагрузки
№ |
Виды работы |
Объем работы |
Нормы времени |
1 |
2 |
3 |
4 |
Учебная работа |
1 |
Лекции |
Один лекционный поток |
В соответствии с учебным планом |
2 |
Практические занятия |
На одну учебную группу |
В соответствии с учебным планом |
3 |
Групповые консультации |
До 5% на одну учебную группу |
От общего числа лекционных часов |
4 |
Индивидуальные консультации |
0,25 часа на одного студента |
В соответствии с перечнем дисциплин учебного плана |
5 |
Зачет |
0,25 часа на одного студента |
В соответствии с учебным планом |
6 |
Руководство аспирантами |
50 часов в год на одного аспиранта |
Допускается: для профессора, доктора наук — 5 аспирантов; кандидат наук — 3 аспиранта |
7 |
Руководство соискателями |
25 часов в год на одного соискателя |
|
8 |
Руководство кафедрой |
Штатному заведующему: 40—60 часов в год |
|
Методическая работа |
9 |
Подготовка к лекциям |
На 1 час лекций один раз в год |
По новым материалам — до 3 часов; по ранее читавшимся — до 1 часа |
10 |
Подготовка к практическим занятиям |
На 1 час занятий один раз в год |
По новым — 2 часа; по ранее проводившимся — до 1 часа |
11 |
Разработка лекций по вновь вводимой учебной дисциплине и подготовка их к изданию |
На 1 двухчасовую лекцию |
До 70 часов |
12 |
Переработка лекций и подготовка их к изданию |
На 1 двухчасовую лекцию |
Не более 50% от нормы времени на ее разработку |
13 |
Разработка методических указаний |
На один авторский лист |
До 40 часов |
14 |
Разработка и подготовка к изданию учебно-методических материалов |
На каждое 2-часовое занятие |
До 12 часов на материалы, издаваемые впервые; и до 6 часов при переиздании |
15 |
Разработка учебных программ по вновь вводимым видам и подготовка их к изданию |
На 100 часов учебной дисциплины |
До 50 часов |
16 |
Переработка учебных программ и подготовка их к изданию |
На 100 часов учебной дисциплины |
Не более 20 часов |
17 |
Разработка учебно-наглядных пособий (плакатов, схем, стендов, макетов) |
На одного преподавателя в год |
Учитываются фактические затраты времени |
18 |
Участие в работе предметно-методических комиссий |
На одного участника в год |
Учитываются фактические затраты времени |
Научно-исследовательская работа |
19 |
Разработка и подготовка к изданию учебников |
На один авторский лист |
До 90 часов на учебник, издаваемый впервые, и до 50 часов при переиздании |
20 |
Разработка учебных пособий и подготовка их к изданию |
На один авторский лист |
До 70 часов на учебное пособие, издаваемое впервые; до 40 часов при его переиздании |
21 |
Разработка монографий, научных докладов и статей |
На один авторский лист |
До 70 часов в зависимости от объема и сложности |
22 |
Рецензирование научных трудов |
На один авторский лист |
До 6 часов |
23 |
Редактирование научных трудов |
На один авторский лист |
До 12 часов |
Учебная работа занимает центральное место в деятельности кафедры и включает чтение лекций, проведение методико-практических, учебно-тренировочных и контрольных занятий, проведение зачетов и консультаций; руководство аспирантами и соискателями. Объем учебной работы кафедры выражается суммарным временем, необходимым для проведения всех видов учебной работы.
Учебно-методическая работа направлена на совершенствование используемых образовательных технологий, а также на повышение профессиональной компетентности преподавателя. Она предусматривает подготовку к лекционным, практическим и контрольным занятиям, на что отводится не более 200 часов в год. В данный раздел работы входит разработка рабочих программ и методических материалов; подготовка конспектов лекций, практических и контрольных занятий, комплексов физических упражнений, наглядных пособий; проведение работ, связанных с использованием компьютерной техники и учетом пройденного материала; составление документов планирования и отчетности.
Научно-исследовательская работа проводится в соответствии с перспективным и годовым планом работы. Она направлена на совершенствование научной организации труда и стимулирование инновационной активности преподавательского состава кафедры и включает: реализацию плановых госбюджетных научно-исследовательских работ; подготовку к изданию, научное редактирование и рецензирование учебников, учебных пособий, монографий, научных статей и докладов; участие в работе специализированных советов и научно-методических комиссиях; работу в комплексных научных группах по обеспечению подготовки высококвалифицированных спортсменов.
Организационно-методическая работа включает: проведение мероприятий по спортивной ориентации молодежи; участие в заседаниях кафедры и научно-методических комиссиях; проведение контрольных соревнований, нормативов; оказание социальной поддержки высококвалифицированным спортсменам-студентам; оказание организационной помощи при проведении врачебно-педагогического контроля и составление отчетов по проделанной работе.
Спортивно-массовая и физкультурно-оздоровительная работа предусматривает: проведение спортивных соревнований, дней здоровья, туристических походов, оздоровительных мероприятий спортивных праздников; руководство подготовкой квалифицированных спортсменов и команд; оказание консультативной помощи спортивным общественным организациям и студентам в организации физкультурно-спортивных мероприятий и самостоятельных занятий; составление отчетов по проведенной спортивно-массовой работе.
При расчетах объема учебной работе и учете труда профессорско-преподавательского состава академический (учебный) час приравнивается к астрономическому. Лекционные часы рассчитываются на поток, включающий всех студентов курса. Разделение курса на потоки допускается при наличии различных учебных программ или при количестве студентов не менее 100 человек. При расчете часов практических занятий основной учебной единицей является учебная группа в 20—25 человек. Учебные группы могут делиться на подгруппы 8—12 человек при проведении занятий по стрелковой подготовке, практических занятий по борьбе, боевым единоборствам, в специальных медицинских группах и при работе на тренажерах.
В круг служебных обязанностей старшего преподавателя (заместителя декана по физическому воспитанию) наряду с проведением академических занятий, входит: 1) комплектование групп студентов в учебных отделениях; 2) контроль за перемещением студентов в течение учебного года; 3) комплектование спортивных команд факультета и осуществление социальной поддержки студентам-спортсменам; 4) проведение на факультете работы по пропаганде спорта и здорового стиля жизни.
В обязанности заместителя заведующего кафедрой по учебно-методической работе входит:
- осуществление контроля за качеством проведения учебно-тренировочных занятий;
- распределение и контроль за расходованием почасового фонда;
- организация приема контрольных нормативов, зачетов и экзамена по физической культуре;
- контроль за выполнением распоряжений по кафедре и составление отчета по учебно-методической работе.
Содержание профессиональной деятельности заведующего кафедрой физического воспитания предусматривает обоснование стратегии развития физической культуры, организацию учебно-воспитательного процесса и контроль за качеством проведения учебных занятий; общее руководство научно-методической и научной работой, а также хозрасчетной деятельностью кафедры; внедрение в учебный процесс методических инноваций и научной организации труда; подбор и повышение квалификации кадров.
Содержание и функции физической культуры студентов в структуре профессионального образования Особенности методики занятий физическими упражнениями в учебных отделениях вуза Психофизическая рекреация в зачетно-экзаменационный период Краткая характеристика особенностей организма человека в течение суток Задачи, средства и методы развития гибкости Методика развития быстроты двигательных реакций Методика развития быстроты одиночного движения и частоты движений Методика развития комплексных форм проявления скоростных способностей Классификация спорта Подготовка спортсмена как многокомпонентный процесс
|