КАРТА САЙТА КОНСУЛЬТАЦИИ О ПОСТУПЛЕНИИ КОНТАКТЫ
Скелет человека Система мышц человека Эндокринная система
Навигация сайта

Содержание и функции физической культуры студентов в структуре профессионального образования
Специфика деятельности преподавателя физического воспитания в средних специальных и высших учебных заведениях
Особенности методики занятий физическими упражнениями в учебных отделениях вуза
Самостоятельные занятия физическими упражнениями в вузе
Психофизическая рекреация в зачетно-экзаменационный период
Естественно-научные, социально-биологические основы физической культуры
Естественно-научные, социально-биологические основы физической культуры
Физическая и умственная деятельность человека

 

Специфика деятельности преподавателя физического воспитания в средних специальных и высших учебных заведениях

Работа преподавателя физического воспитания строится из нескольких видов деятельности, в число которых входит: учебная, методическая, орга­низационно-методическая, научно-исследовательская, спортивно-массо­вая и оздоровительная. Поэтому в практической деятельности ему необхо­димо решать целый комплекс педагогических, организационных и управленческих задач. Не ограничиваясь проведением академических за­нятий, он активно занимается тренерской работой, выступает в роли орга­низатора массовых спортивных мероприятий, выполняет функции спортив­ного судьи, инструктора-методиста, участвует в научно-исследовательской и учебно-методической работе, а также в предпринимательской работе ка­федры и спортивного клуба. Помимо этого, преподаватель выполняет кон­тролирующие функции, осуществляя текущую педагогическую диагности­ку и принимая контрольные нормативы и зачет. Важное место в его работе занимает организация самостоятельных занятий студентов во внеучебное время. Эта работа осуществляется как на спортивной базе кафедры, так и в студенческом городке. Круг профессиональных обязанностей преподава­теля физического воспитания обусловлен его профессиональным статусом.
В обязанности ассистента входит проведение академических занятий, индивидуальная работа с отстающими в физическом развитии студента­ми, прием контрольных нормативов, учебно-методическая работа, орга­низация и проведение спортивно-массовых мероприятий, целенаправлен­ная работа по повышению спортивно-технического мастерства студентов-спортсменов.
В соответствии с требованиями Государственного образовательного стандарта предельный объем нагрузки студента не должен превышать 54 часа в неделю, включая все виды его аудиторной и внеаудиторной и учеб­ной работы. Годовой бюджет рабочего времени определяется исходя из 36-часовой рабочей недели и составляет 1550 часов. В пределах годового бюджета времени и 6-часового рабочего дня для штатных преподавателей кафедра физического воспитания обеспечивает проведение всех видов учеб­ной, методической и научной работы (табл. 1).
Решением Ученого совета вуза определяются расчетные нормы годо­вой учебной нагрузки преподавательского состава в зависимости от квали­фикации и специфики его деятельности (но не более 900 часов в год). По решению заведующего кафедрой штатные преподаватели могут выполнять педагогическую работу сверх установленной нормы годовой учебной на­грузки с почасовой оплатой в объеме до 240 часов в учебном году или в объеме 0,5 ставки преподавателя.
Таблица 1

Нормы времени для определения педагогической нагрузки

 

Виды работы
Объем работы
Нормы времени
1
2
3
4
Учебная работа
1
Лекции
Один лекционный по­ток
В соответствии с учеб­ным планом
2
Практические занятия
На одну учебную группу
В соответствии с учеб­ным планом
3
Групповые консульта­ции
До 5% на одну учебную группу
От общего числа лекци­онных часов

4
Индивидуальные кон­сультации
0,25 часа на одного сту­дента
В соответствии с пе­речнем дисциплин учебного плана
5
Зачет
0,25 часа на одного сту­дента
В соответствии с учеб­ным планом
6
Руководство аспиранта­ми
50 часов в год на одно­го аспиранта
Допускается: для про­фессора, доктора наук — 5 аспирантов; кандидат наук — 3 ас­пиранта
7
Руководство соискате­лями
25 часов в год на одно­го соискателя
 
8
Руководство кафедрой
Штатному заведующе­му: 40—60 часов в год
 
Методическая работа
9
Подготовка к лекциям
На 1 час лекций один раз в год
По новым материалам — до 3 часов; по ранее чи­тавшимся — до 1 часа
10
Подготовка к практи­ческим занятиям
На 1 час занятий один раз в год
По новым — 2 часа; по ранее проводившимся — до 1 часа
11
Разработка лекций по вновь вводимой учебной дисциплине и подготов­ка их к изданию
На 1 двухчасовую лек­цию
До 70 часов
12
Переработка лекций и подготовка их к изда­нию
На 1 двухчасовую лек­цию
Не более 50% от нор­мы времени на ее раз­работку
13
Разработка методичес­ких указаний
На один авторский лист
До 40 часов
14
Разработка и подготов­ка к изданию учебно-методических материа­лов
На каждое 2-часовое занятие
До 12 часов на матери­алы, издаваемые впер­вые; и до 6 часов при переиздании
15
Разработка учебных программ по вновь вво­димым видам и подго­товка их к изданию
На 100 часов учебной дисциплины
До 50 часов
16
Переработка учебных программ и подготовка их к изданию
На 100 часов учебной дисциплины
Не более 20 часов

17
Разработка учебно-на­глядных пособий (пла­катов, схем, стендов, макетов)
На одного преподавате­ля в год
Учитываются фактичес­кие затраты времени
18
Участие в работе пред­метно-методических ко­миссий
На одного участника в год
Учитываются фактичес­кие затраты времени
Научно-исследовательская работа
19
Разработка и подготов­ка к изданию учебников
На один авторский лист
До 90 часов на учеб­ник, издаваемый впер­вые, и до 50 часов при переиздании
20
Разработка учебных по­собий и подготовка их к изданию
На один авторский лист
До 70 часов на учебное пособие, издаваемое впервые; до 40 часов при его переиздании
21
Разработка моногра­фий, научных докладов и статей
На один авторский лист
До 70 часов в зависи­мости от объема и слож­ности
22
Рецензирование науч­ных трудов
На один авторский лист
До 6 часов
23
Редактирование науч­ных трудов
На один авторский лист
До 12 часов

 

Учебная работа занимает центральное место в деятельности кафедры и включает чтение лекций, проведение методико-практических, учебно-тре­нировочных и контрольных занятий, проведение зачетов и консультаций; руководство аспирантами и соискателями. Объем учебной работы кафед­ры выражается суммарным временем, необходимым для проведения всех видов учебной работы. 
Учебно-методическая работа направлена на совершенствование исполь­зуемых образовательных технологий, а также на повышение профессио­нальной компетентности преподавателя. Она предусматривает подготовку к лекционным, практическим и контрольным занятиям, на что отводится не более 200 часов в год. В данный раздел работы входит разработка рабо­чих программ и методических материалов; подготовка конспектов лекций, практических и контрольных занятий, комплексов физических упражне­ний, наглядных пособий; проведение работ, связанных с использованием компьютерной техники и учетом пройденного материала; составление до­кументов планирования и отчетности.
Научно-исследовательская работа проводится в соответствии с перс­пективным и годовым планом работы. Она направлена на совершенство­вание научной организации труда и стимулирование инновационной ак­тивности преподавательского состава кафедры и включает: реализацию плановых госбюджетных научно-исследовательских работ; подготовку к из­данию, научное редактирование и рецензирование учебников, учебных пособий, монографий, научных статей и докладов; участие в работе спе­циализированных советов и научно-методических комиссиях; работу в ком­плексных научных группах по обеспечению подготовки высококвалифици­рованных спортсменов.
Организационно-методическая работа включает: проведение мероприя­тий по спортивной ориентации молодежи; участие в заседаниях кафедры и научно-методических комиссиях; проведение контрольных соревнований, нормативов; оказание социальной поддержки высококвалифицированным спортсменам-студентам; оказание организационной помощи при проведе­нии врачебно-педагогического контроля и составление отчетов по проде­ланной работе.
Спортивно-массовая и физкультурно-оздоровительная работа предусмат­ривает: проведение спортивных соревнований, дней здоровья, туристи­ческих походов, оздоровительных мероприятий спортивных праздников; руководство подготовкой квалифицированных спортсменов и команд; ока­зание консультативной помощи спортивным общественным организациям и студентам в организации физкультурно-спортивных мероприятий и са­мостоятельных занятий; составление отчетов по проведенной спортивно-массовой работе.
При расчетах объема учебной работе и учете труда профессорско-пре­подавательского состава академический (учебный) час приравнивается к астрономическому. Лекционные часы рассчитываются на поток, включа­ющий всех студентов курса. Разделение курса на потоки допускается при наличии различных учебных программ или при количестве студентов не менее 100 человек. При расчете часов практических занятий основной учеб­ной единицей является учебная группа в 20—25 человек. Учебные группы могут делиться на подгруппы 8—12 человек при проведении занятий по стрел­ковой подготовке, практических занятий по борьбе, боевым единоборствам, в специальных медицинских группах и при работе на тренажерах.
В круг служебных обязанностей старшего преподавателя (заместителя декана по физическому воспитанию) наряду с проведением академичес­ких занятий, входит: 1) комплектование групп студентов в учебных отде­лениях; 2) контроль за перемещением студентов в течение учебного года; 3) комплектование спортивных команд факультета и осуществление соци­альной поддержки студентам-спортсменам; 4) проведение на факультете работы по пропаганде спорта и здорового стиля жизни.
В обязанности заместителя заведующего кафедрой по учебно-методи­ческой работе входит:
- осуществление контроля за качеством проведения учебно-трениро­вочных занятий;
- распределение и контроль за расходованием почасового фонда;
- организация приема контрольных нормативов, зачетов и экзамена по физической культуре;
- контроль за выполнением распоряжений по кафедре и составление отчета по учебно-методической работе.
Содержание профессиональной деятельности заведующего кафедрой физического воспитания предусматривает обоснование стратегии развития физической культуры, организацию учебно-воспитательного процесса и контроль за качеством проведения учебных занятий; общее руководство научно-методической и научной работой, а также хозрасчетной деятель­ностью кафедры; внедрение в учебный процесс методических инноваций и научной организации труда; подбор и повышение квалификации кадров.



Содержание и функции физической культуры студентов в структуре профессионального образования Особенности методики занятий физическими упражнениями в учебных отделениях вуза Психофизическая рекреация в зачетно-экзаменационный период Краткая характеристика особенностей организма человека в течение суток Задачи, средства и методы развития гибкости Методика развития быстроты двигательных реакций Методика развития быстроты одиночного движения и частоты движений Методика развития комплексных форм проявления скоростных способностей Классификация спорта Подготовка спортсмена как многокомпонентный процесс 

Все права защищены студией creativeDRU.

ЛЕЧЕБНАЯ

ФИЗКУЛЬТУРА

В ИНСТИТУТЕ

Новости сайта


Приглашаем принять участие в круглом столе!
подробнее   >>>

Институт Менеджмента, Экономики и Инноваций начинает набор на курсы повышения квалификации!
подробнее   >>>

Уважемые студенты АНО ВПО ИМЭиИ!
подробнее   >>>

Начинается набор на курсы повышения квалификации!
подробнее   >>>

Приглашаем принять участие в конференциях!
подробнее   >>>

все новости...

Размещение рекламы