ј–“ј —ј…“ј  ќЌ—”Ћ№“ј÷»» ќ ѕќ—“”ѕЋ≈Ќ»»  ќЌ“ј “џ
—келет человека —истема мышц человека Ёндокринна€ система
Ќавигаци€ сайта

¬озникновение, развитие и первоначальное применение лыж
ѕрименение лыж в военном деле
–азвитие лыжного спорта в дореволюционной –оссии
Ћыжный спорт в послевоенные годы
ќсновы техники передвижени€ на лыжах
ќсновы обучени€ в лыжном спорте
¬заимодействие двигательных навыков, последовательность обучени€ школьников
ѕринципы обучени€
ћетоды обучени€
—труктура процесса обучени€
ѕодготовка мест зан€тий и организаци€ обучени€
“равматизм, причины его возникновени€ и меры предупреждени€
“ехника и методика обучени€ способам передвижени€ на лыжах
ѕланирование и управление процессом подготовки
ќрганизаци€ уроков по лыжной подготовке
Ћыжна€ подготовка в школьной программе
Ќачальное обучение передвижению на лыжах
—одержание и методика проведени€ уроков в начальной школе
—одержание и методика проведени€ уроков в 5-9 классах
—одержание и методика проведени€ уроков в 10-11 классах
“еоретические сведени€ на уроках лыжной подготовки
–азвитие физических качеств на уроках лыжной подготовки
ѕланирование учебной работы по лыжной подготовке
ƒифференцированный и индивидуальный подходы к обучению и развитию физических качеств на уроках лыжной подготовки в младших классах
»гры на лыжах

 

—труктура процесса обучени€

¬ процессе обучени€ дл€ каждого отдельного способа передвижени€ на лыжах можно выделить три относительно завершенных этапа. Ёти этапы соответствуют определенным стади€м формировани€ двигательного умени€ и навыка и различаютс€ по педагогическим задачам и методике обучени€. ƒеление процесса обучени€ на этапы довольно относительно, четкую границу провести между ними трудно. ќднако это условное деление на этапы поможет правильно сориентировать учителей на решение отдельных конкретных задач обучени€ каждому способу передвижени€ на лыжах.
ѕрин€то выдел€ть следующие этапы обучени€: начальное разучивание, углубленное разучивание, закрепление и дальнейшее совершенствование.
Ќачальное разучивание имеет целью обучение занимающихс€ основам техники данного способа передвижени€ на лыжах. ƒл€ достижени€ этой цели необходимо решить следующие частные задачи: создать у школьников целостное представление о способе передвижени€; освоить отдельные детали техники, необходимые дл€ овладени€ способом в целом; научить выполн€ть способ передвижени€ в целом - с полной координацией; предупредить по€вление лишних движений и ненужное мышечное напр€жение.
ќбучение любому способу передвижени€ на лыжах начинаетс€ с создани€ у школьников общего представлени€ об изучаемом ходе или повороте в движении и др. — этой целью используютс€ различные сочетани€ методов словесного воздействи€ и показа. ѕервое объ€снение способа даетс€ в самых общих чертах.
Ќа этом этапе учащиес€ не в состо€нии восприн€ть подробную информацию о всех детал€х техники. ¬след за объ€снением учитель или тренер должен образцово показать изучаемый способ передвижени€ в целом. ѕри изучении сложных способов можно
повторить показ в замедленном темпе. ≈сли есть возможность организовать дополнительный показ кем-либо из учеников, хорошо владеющих этим способом (например, из числа юных лыжников, занимающихс€ в ƒё—Ў), целесообразно сопровождать его по€снением с выделением главных элементов. «атем школьники пробуют выполнить ход или поворот в движении в целом по первому представлению.
Ќа этом этапе обучени€ у учащихс€ могут наблюдатьс€ отсутствие точности в различных характеристиках движений (пространственных, динамических, временных), недостаточна€ слитность отдельных фаз, лишние движени€ и напр€жение отдельных групп мышц, неустойчивые ритм и темп. Ќе следует пытатьс€ исправл€ть ошибки сразу после прохождени€ школьниками первых дес€тков метров учебного круга. ѕусть ученики несколько раз пройдут по кругу, пыта€сь наладить координацию. ¬ случае по€влени€ одинаковых ошибок у группы учеников следует вновь по€снить данную деталь движени€ и показать ее отдельно или весь способ в целом.
ќбычно после нескольких попыток ученикам удаетс€ под контролем сознани€ овладеть общей схемой движени€ в цикле хода. ¬ дальнейшем внимание обращаетс€ на формирование ритма хода и устранение лишних движений и грубых ошибок.
Ќа этапе начального разучивани€ у школьников возникают различные ошибки в виде лишних движений (например, значи-тельные колебани€ туловища в попеременном двухшажном ходе), отсутствие точности и изменение амплитуды (толчок палкой не закончен и направлен назад в сторону, а не строго назад), обща€ или частична€ скованность (чрезмерное напр€жение мышц спины и плечевого по€са), рассогласование в работе рук и ног (нарушение ритма движений). ¬ таких случа€х важно объ€снить ученикам причины по€влени€ ошибок, которые могут зависеть от нарушени€ в последовательности изучени€ способов передвижени€ (отрицательный перенос), несоблюдени€ принципа постепенности (преждевременный переход на более крутые склоны при изучении поворотов в движении вызывает у школьников чувство неуверенности и страха), неблагопри€тных внешних условий (плохо подготов-ленна€ лыжн€, одновременный ход изучаютс€ при плохом скольжении), слабого физического развити€ отдельных групп мышц (это приводит к незаконченным толчкам палками), небрежного показа и неточного объ€снени€, недостаточного понимани€ учащимис€ двигательной задачи.
≈сли учащиес€ допускают несколько ошибок в цикле хода (2-3), то исправление их следует начинать с главной, устранение которой почти всегда обеспечит ликвидацию и других мелких ошибок и неточностей. ѕорой школьники не понимают, где допущена ошибка в
цикле хода. ¬ таком случае можно продемонстрировать ее в сочетании с правильным показом, но это должно быть исключением из общего правила. ѕрибегать к описанному приему следует как можно реже, с педагогическим тактом, щад€ самолюбие школьников.
ѕри изучении более сложных способов передвижени€ ученики не всегда могут выполнить движени€ правильно, по первому представлению. “ак бывает, например, при освоении согласођванности движений в цикле попеременного четырехшажного хода. ¬ этом случае целесообразно использовать подвод€щие упражнени€ или расчлененный метод обучени€. ¬озможно применение и различных методических приемов. »зуча€ этот ход, иногда следует выполнить движени€ по разделени€м. ¬ р€де случаев достаточно выполнить основные элементы хода под счет или под команды Ђ¬ынос-вынос!ї, Ђ“олчок-толчок!ї Ёто позвол€ет добитьс€ освоени€ ритма.  ак методический прием можно рекомендовать вынос палок с большей амплитудой (вперед-вверх до горизонтального положени€).
ѕри изучении поворотов в движении целесообразно использование системы подвод€щих упражнений. “очные сроки первого этапа обучени€ дл€ каждого хода установить нельз€ - это зависит от подготовленности учеников в лыжном спорте, от общей двигательной одаренности.  ритерием окончани€ может служить выполнение частных задач, установленных дл€ данного этапа.
ќсновна€ цель углубленного разучивани€ - довести первоначальное (Ђгрубоеї) владение техникой способов передвижени€ на лыжах до относительного совершенства. ¬ процессе достижени€ этой цели решаютс€ следующие частные задачи: освоить и уточнить отдельные детали техники изучаемого способа передвижени€ на лыжах; овладеть слитным, свободным и точным выполнением способа передвижени€ в целом; подготовить лыжника к применению способа передвижени€ в различных услови€х. Ќа этом этапе обучени€ очень важно добитьс€ четкого понимани€ структуры изучаемого способа передвижени€.
ќсновой обучени€ на этом этапе €вл€ютс€ методы целостного упражнени€. –асчлененные методы играют лишь вспомогательную роль, €вл€€сь, по существу, методическими приемами. Ќо чаще всего расчленение хода на отдельные элементы нежелательно уже по той причине, что возможно изменение временных, динамических, пространственных характеристик движений. –асчленение используетс€ главным образом дл€ концентрации внимани€ на отдельных детал€х хода, на экономичности движений и т.д. ћногократное выполнение хода в целом постепенно улучшает технику движений, и продолжительность работы над совершенствованием способа передвижени€ можно значительно увеличить.
ќднако на этом этапе не следует совершенствовать технику на фоне утомлени€, так как возможно нарушение ритма движений, динамических и пространственных характеристик, по€вление и закрепление ошибок. —овершенствование техники поворотов в движении при утомлении может привести к падени€м и травмам. ≈сли по ходу движени€ не удаетс€ исправить ошибки в технике хода, целесообразно на довольно длительное врем€ переключитьс€ на другой способ передвижени€, что создает услови€ дл€ Ђугасани€ї ошибочных рефлекторных св€зей.
Ќа этапе углубленного разучивани€ происходит уточнение всех характеристик движени€ (динамических, временных, пространственных), а также отдельных двигательных рефлексов и их систем, улучшаютс€ подвижность и концентраци€ корковых процессов, развиваетс€ внутреннее торможение и т.д.
¬се физиологические перестройки проход€т постепенно, по-этому процесс уточнени€ деталей техники довольно продолжи-тельный. ¬ ходе совершенствовани€ техники хода из умений формируетс€ двигательный динамический стереотип, и ученики овладевают способом передвижени€ на лыжах в основном варианте. ќднако при попытке освоить новый вариант хода или приспособить его к резко изменившимс€ внешним услови€м целостность движений может нарушитьс€. Ќа этом этапе уже возможно освоение ходов в усложненных вариантах (но таких и в таком объеме, чтобы это не вызывало значительных нарушений системы движений изучаемого способа передвижени€).
Ќа этом этапе по мере освоени€ техники ходов, поворотов в движении и других заметно возрастает роль идеомоторной тренировки. ќднако она должна сочетатьс€ с совершенствованием техники на лыжне, что способствует уточнению движений. Ќе тер€ет здесь своего значени€ и сопровождение выполнени€ хода со звукођвыми и зрительными ориентирами (передвижение по размеренной лыжне с подсчетом и командами), а также передвижение за лидером (лыжником, хорошо владеющим техникой данного хода).
Ќа этапе углубленного разучивани€ возможно временное ухудшение техники движений, однако эти спады непродолжительны, и постепенно отклонений становитс€ все меньше и меньше, и, кроме того, они менее выражены. Ёто надо учитывать в работе со школьниками, объ€сн€€ им временный характер спада, поддержиђва€ хороший психологический настрой, воспитыва€ уверенность в своих силах и настойчивость.
ѕри углубленном разучивании большое значение имеет, с одной стороны, педагогический контроль со стороны учител€, а с другой -самоконтроль учащихс€ за техникой исполнени€ изучаемого способа передвижени€. ƒанные учител€ порой не совпадают с собствен-ными ощущени€ми и оценками школьников: в точности отдельных движений в цикле хода, в их временных характеристиках и т.д. ¬ этом случае большое значение имеют методы точной оценки параметров движений (киносъемка) и методы срочной информации.
«акрепление и дальнейшее совершенствование должны обеспеђчить совершенное владение техникой изучаемого способа передви-жени€ на лыжах в разнообразных услови€х его применени€. ƒл€ достижени€ этой цели необходимо решить следующие конкретные задачи: закрепить сформированный навык в способе передвижени€ на лыжах; расширить диапазон вариативности техники дл€ эффективного использовани€ изученного способа в самых разнообразных услови€х; завершить индивидуализацию техники в соответствии с особенност€ми и уровнем физической подготовленности; добитьс€ совершенного владени€ техникой на высоких скорост€х при максимальных напр€жени€х; обеспечить совершенствование техники передвижени€ на лыжах с учетом дальнейшего повышени€ уровн€ развити€ физических качеств. ќбщую продолжительность этого этапа установить невозможно, так как совершенствование техники способов передвижени€ на лыжах продолжаетс€ в течеђние всех лет активных зан€тий лыжным спортом.
Ќа предыдущем этапе обучени€ лыжники добились автомати-зации системы движени€, однако техника хода еще недостаточно устойчива к различным внешним услови€м и сбивающим фактођрам (неровности лыжни, изменение условий скольжени€, утомление и др.). Ќа данном этапе обучени€ важно упрочить сформировавшийс€ динамический стереотип и увеличить его подђвижность, добитьс€ высокой степени вариативности техники способа передвижени€.
ќсвоение вариантов техники на этой стадии обучени€ проходит параллельно с упрочением основного варианта и с частичной его перестройкой в св€зи с тем, что совершенствование техники в ходе многолетнего учебно-тренировочного процесса неразрывно св€зано с посто€нным развитием его физических качеств и повышением уровн€ тренированности.
ƒл€ лыжников очень важно добитьс€ высокой вариативности техники, так как воздействие внешних условий как ни в каком другом виде спорта исключительно велико и во врем€ трениро-вочных зан€тий, и на соревновани€х. — этой целью во врем€ учебно-тренировочных зан€тий большое внимание необходимо удел€ть совершенствованию техники в самых разнообразных услови€х скольжени€, рельефа местности, состо€ни€ и микрорельефа лыжни. ¬ каждом зан€тии следует специально подбирать учебно-тренировочные лыжни в соответствии с конкретными задачами данного зан€ти€. ќсвоение вариантов техники какого-либо хода
должно проходить в постепенно усложн€ющихс€ услови€х: на лыжне различной твердости, бугристости и т.д. ¬ отличие от этапа начального обучени€ здесь целесообразно включать совершенствование техники на фоне утомлени€ в конце зан€ти€. ќчень важно в этом случае так подобрать рельеф лыжни, чтобы он требовал посто€нной смены ходов, что предъ€вл€ет высокие требовани€ к координации движений.
ƒобива€сь высокой степени вариативности техники, необхо-димо посто€нно контролировать свои действи€. ќднако с упрочением вариантов техники действи€ лыжника станов€тс€ все более автоматизированы, но даже ведущие лыжники в ходе соревнований посто€нно решают задачи применени€ того или иного варианта хода, чтобы еще больше увеличить скорость и добитьс€ более высокого результата. ¬ этом случае сознание играет Ђпусковуюї роль и направлено на переключение или на конечный результат действи€. Ќапример, на финише соревнований все внимание лыжника направлено на увеличение скорости за счет усилени€ отталкивани€ и повышени€ темпа движений. Ёкономичность движений в такой ситуации уже отходит на второй план.
ѕри дальнейшем совершенствовании техники наблюдаетс€ теснейша€ св€зь между технической и тактической подготовкой лыжника. ƒл€ процесса совершенствовани€ техники большое значение имеет самоконтроль лыжника за любой деталью движений. Ћюбое отклонение в технике способа передвижени€, даже если оно быстро и автоматически исправлено, должно быть зафиксировано в сознании спортсмена. Ёто необходимо дл€ дальнейшего упрочени€ и совершенствовани€ навыков.
¬ практике лыжного спорта порой приходитс€ сталкиватьс€ с тем, что лыжник в первые годы зан€тий неверно освоил и в дальнейшем закрепил ошибочные движени€ в том или ином способе передвижени€. ќсновной причиной этого €влени€ бывают чаще всего ошибки в методике обучени€. —ледовательно, в более поздние периоды зан€тий лыжным спортом возникает необходимость перестройки техники способа передвижени€ или исправлени€ достаточно прочно закрепленных ошибок.
 роме этого, необходимость частичной перестройки техники может быть св€зана с заметным улучшением физической подготовленности школьника в процессе тренировки, когда изученные элементы техники уже не соответствуют новому уровню развити€ физических качеств спортсмена. ѕереучивание и исправление отдельных ошибок в технике лыжных ходов - процесс очень длительный и сложный. ƒаже после кропотливой многомес€чной работы по исправлению ошибок на соревновани€х в момент макси-мального физического и психического напр€жени€, а также всложных внешних услови€х могут про€витьс€ старые навыки в технике передвижени€. “огда потребуетс€ кропотлива€, длительна€ совместна€ работа учител€ и ученика: требуетс€ разрушить ранее выработанный динамический стереотип и сформировать новый. “рудность еще заключаетс€ в том, что новый навык имеет сходство со старым.
¬ этом случае необходимо проводить обучение в облегченных услови€х - на хорошо подготовленной лыжне или склоне при хорошем скольжении и сцеплении лыж со снегом, при посто€нном контроле со стороны учител€ и самоконтроле ученика. ќчень важно, чтобы ученик был посто€нно информирован о детал€х движени€ и особенно о по€влении старых ошибок. ѕорой бывает целесообразно повторить весь комплекс подвод€щих и имитационных упражнений, по существу, пройти весь процесс обучени€ данному способу передвижени€ на лыжах заново.
¬от почему порой бывает легче научить заново даже сложному ходу, чем переучивать и исправл€ть застарелые ошибки. “ворческий подход к этому позволит успешно переучить учащихс€. Ќо лучше всегда с первых шагов по лыжне учить школьников правильным основам техники с учетом их возрастных и индивидуальных особенностей.
Ќа последнем этапе обучени€ очень важно посто€нно осуществл€ть контроль за эффективностью техники (как известно, критерием эффективности хода, поворота €вл€етс€ скорость передвижени€ по лыжне, склону и т.д.).  онтроль должен осуществл€тьс€ за степенью автоматизации движений (как спортсмен выполн€ет ход, сохран€ет технику при отвлечении его внимани€), за устойчивостью техники в момент высоких эмоциональных сдвигов, при нарастаюђщем утомлении. ¬се это провер€етс€ путем сравнени€ техники, де-монстрируемой лыжником на тренировках и соревновани€х.


ќсновы техники передвижени€ на лыжах ќсновы обучени€ в лыжном спорте ¬заимодействие двигательных навыков, последовательность обучени€ школьников ѕринципы обучени€ ћетоды обучени€ ѕодготовка мест зан€тий и организаци€ обучени€ “равматизм, причины его возникновени€ и меры предупреждени€ “ехника и методика обучени€ способам передвижени€ на лыжах ѕланирование и управление процессом подготовки ќрганизаци€ уроков по лыжной подготовке 

¬се права защищены студией creativeDRU.

Ћ≈„≈ЅЌјя

‘»« ”Ћ№“”–ј

¬ »Ќ—“»“”“≈

Ќовости сайта


ѕриглашаем прин€ть участие в круглом столе!
подробнее   >>>

»нститут ћенеджмента, Ёкономики и »нноваций начинает набор на курсы повышени€ квалификации!
подробнее   >>>

”важемые студенты јЌќ ¬ѕќ »ћЁи»!
подробнее   >>>

Ќачинаетс€ набор на курсы повышени€ квалификации!
подробнее   >>>

ѕриглашаем прин€ть участие в конференци€х!
подробнее   >>>

все новости...

–азмещение рекламы