ј–“ј —ј…“ј  ќЌ—”Ћ№“ј÷»» ќ ѕќ—“”ѕЋ≈Ќ»»  ќЌ“ј “џ
—келет человека —истема мышц человека Ёндокринна€ система
Ќавигаци€ сайта

¬озникновение, развитие и первоначальное применение лыж
ѕрименение лыж в военном деле
–азвитие лыжного спорта в дореволюционной –оссии
Ћыжный спорт в послевоенные годы
ќсновы техники передвижени€ на лыжах
ќсновы обучени€ в лыжном спорте
¬заимодействие двигательных навыков, последовательность обучени€ школьников
ѕринципы обучени€
ћетоды обучени€
—труктура процесса обучени€
ѕодготовка мест зан€тий и организаци€ обучени€
“равматизм, причины его возникновени€ и меры предупреждени€
“ехника и методика обучени€ способам передвижени€ на лыжах
ѕланирование и управление процессом подготовки
ќрганизаци€ уроков по лыжной подготовке
Ћыжна€ подготовка в школьной программе
Ќачальное обучение передвижению на лыжах
—одержание и методика проведени€ уроков в начальной школе
—одержание и методика проведени€ уроков в 5-9 классах
—одержание и методика проведени€ уроков в 10-11 классах
“еоретические сведени€ на уроках лыжной подготовки
–азвитие физических качеств на уроках лыжной подготовки
ѕланирование учебной работы по лыжной подготовке
ƒифференцированный и индивидуальный подходы к обучению и развитию физических качеств на уроках лыжной подготовки в младших классах
»гры на лыжах

 

ћетоды обучени€

¬ учебной работе по лыжному спорту и лыжной подготовке в школе дл€ решени€ задач обучени€ используетс€ целый р€д методов и методических приемов, которые объединены в три большие группы: словесные методы, методы нагл€дного воздействи€, практические методы.
¬ пон€тие Ђметодї входит р€д методических приемов. ћетодический прием - это часть целостного метода, примен€емого в каких-либо конкретных услови€х обучени€ передвижению на лыђжах (передвижение под уклон при изучении скольз€щего шага) или дл€ решени€ каких-то конкретных задач. Ќапример, показ
поворота в движении из упора - метод. Ќо замедленный показ только части поворота (подготовительных движений и входа в поворот) - методический прием.  оличество методических приемов, примен€емых при обучении способам передвижени€ на лыжах, очень велико.
— совершенствованием техники и методики обучени€ методические приемы улучшаютс€, видоизмен€ютс€ или исключаютс€ из практики работы, вместе с тем возникают и новые.  аждый учитель должен посто€нно совершенствовать методику обучени€, примен€€ новые методические приемы, ввод€ новые упражнени€. ¬се это новое должно служить одной цели - улучшать эффективность обучеђни€ в лыжном спорте. ѕорой различи€ в уровне качества обучени€ определ€ютс€ разным объемом методических приемов, которым оперируют школьные учител€ и тренеры по лыжному спорту.
—ловесные методы. ѕри сообщении теоретических знаний и в обучении способам передвижени€ на лыжах широко используютс€ различные методы слова: рассказ, описание, объ€снение, беседа, разбор, задание, указание, подсчет и команда. ¬се эти методы примен€ютс€ с целью создани€ у школьников €сного представлени€ о форме движений, дл€ раскрыти€ их характера (содержани€) при показе упражнений и помощи ученику в исправлении ошибок.во врем€ непосредственного выполнени€ какого-либо хода в целом или в его отдельных детал€х.  роме этого, учитель в конце зан€тий проводит разбор техники, подводит итоги, дает оценку действий и поведени€ учеников, обсуждает ход обучени€ и решени€ задач. ¬ажную роль в понимании техники ходов и ее освоении играют указание, команда или подсчет именно в момент приложени€ усилий при отталкивании или начале этих движений и т.п. Ќапример, при изучении согласованности движений в попеременном четы-рехшажном ходе движени€ руками могут быть выполнены под команды Ђ¬ынос-вынос!ї, Ђ“олчок-толчок!ї
”читыва€ специфические услови€, в которых происходит обучение в лыжном спорте (ветер, низкие температуры, мокрый снег и др.), учитель должен до минимума сократить врем€ объ€снени€ (как, впрочем, и показа) упражнени€ или хода в целом. «атем он максимально кратко объ€сн€ет ход и приступает к его практическому освоению. ¬озможно, что если показ и рассказ не обеспечили полного и правильного понимани€ движени€, то объ€снение деталей техники продолжаетс€ в процессе движени€ на лыжне. ¬ этом случае объ€снение может быть направлено только на часть учеников, не освоивших данный элемент хода. ѕри использовании сло-весных методов обучени€ учитель должен всегда пользоватьс€ единой и общеприн€той в лыжном спорте терминологией. ¬се примен€емые термины должны отражать основу данного элемента хода,
быть краткими, точными и пон€тными ученикам. –ечь учител€ всегда должна быть литературно правильной и достаточно громкой с учетом специфики лыжного спорта.
¬се словесные методы кажутс€ довольно близкими, но каждый имеет свое содержание и специфику использовани€. “ак, описание создает у юных лыжников чаще всего представление о форме хода в целом, а объ€снение €вл€етс€ важным приемом дл€ уточнени€ деталей хода, взаимодействи€ сил. ”ченики в этом случае всегда должны получить ответ на вопрос: Ђѕочему этот элемент хода выполн€етс€ именно так?ї ѕодобные различи€ имеютс€ и между командой и указанием и т.д. «адание как метод обучени€ тоже имеет свою специфику. ”читель может дать индивидуальное задание одному или группе учеников по повторению и совершенствованию какого-либо хода на уроке. ¬ то же врем€ может быть дано домашнее задание как всему классу, так и индивидуально отдельным учащимс€.
ћетоды нагл€дного воздействи€. Ќа уроках лыжной подготовки в школе из этой группы в основном используетс€ метод показа всего способа передвижени€ в целом или отдельных его деталей. ѕоказ всегда должен быть образцовым по форме и характеру движений, с необходимой скоростью, силой, амплитудой и расђслабленностью движений.
Ќи в коем случае недопустим неточный, небрежный показ, так как ученики могут прин€ть его за образец. »з практики ра-боты по лыжному спорту известно, что ученики порой точно копируют учител€ или тренера, его манеру выполнени€ хода в целом или отдельных деталей, в том числе индивидуальные осођбенности и даже возможные ошибки. ¬се это требует от учител€ посто€нной работы по совершенствованию своей техники передвижени€ на лыжах.
”читель в отдельных случа€х может поручить показ техники хода на уроке ученику, занимающемус€ уже не первый год в группе ƒё—Ў по лыжному спорту. Ёто допустимо в таких случа€х: учитель не может по состо€нию здоровь€ (легка€ травма) показать ход или поворот в движении и др.; если он должен объ€сн€ть детали хода, а при показе удал€етс€ от группы учеников и его по€снени€ не расслышат; когда у учеников возникло сомнение в возможности выполнени€ какого-нибудь спуска или поворота, показ сложного поворота хорошо подготовленным учениђком снимет это предубеждение; в случае необходимости более нагл€дно показать индивидуализацию техники или форму ее исђполнени€ именно школьником.
–асположение класса, группы к плоскости показа имеет большое значение дл€ воспри€ти€ деталей хода. ќбычно ход показы-
вают в профиль, значительно реже спереди (когда, например, необходимо показать перенос массы с лыжи на лыжу). ѕри показе поворота, если позвол€ет профиль склона, можно разместить группу не только сбоку спуска, но и внутри дуги поворота. ѕоказ ошибок и Ђкак не следует делатьї допустим в том случае, если ученики в состо€нии анализировать детали хода, спокойно, критически и заинтересованно относ€тс€ к изучению хода, спуска или поворота. —овершенно недопустимы копирование ошибок учеников и передразнивание манеры исполнени€.
ѕри показе обычно демонстрируют весь способ передвижени€ в целом, затем, если это позвол€ет техника, - по част€м, а потом -вновь в целом. ¬ыполнение поворота или хода на высокой скорости порой затрудн€ет воспри€тие школьниками отдельных его деталей. ”читель, если это возможно, должен показать способ передвижени€ в замедленном темпе. “акой замедленный показ допускаетс€ только как временный методический прием дл€ создани€ у школьников более быстрого и лучшего представлени€ о ха-рактере движений.
ѕеред уроком или на вводных уроках по лыжной подготовке возможно применение и других методов нагл€дного воздействи€ -демонстрации рисунков (отдельных поз и положений в цикле хода), кинограмм движени€ в целом, фрагментов кинофильмов по технике лыжных ходов. ’ороший эффект дают рисунки мелом на доске в сопровождении объ€снени€ отдельных движений в цикле хода. √лавное при этом - точность рисунка и краткость, €сность даваемых по€снений.
¬полне естественно, что учитель не всегда сможет изобразить всю фигуру лыжника, но в этом нет необходимости. ¬ажно не загромождать рисунок детал€ми, а выполн€ть его отдельными штрихами. ѕоследовательность в выполнении рисунков создает у учеников запоминающеес€ представление об очередности отдельных фаз движений.
ѕри показе движений на лыжне или при демонстрации кино-грамм очень важно приучить школьников активно воспринимать показ, как бы мысленно воспроизводить все движени€ в цикле хода вслед за учителем. Ќо в этом случае движени€ должны восприниматьс€ и мысленно повтор€тьс€ в целом, не задержива€ внимание на детал€х.
ѕозднее, когда ученики осво€т на практике ход в целом, следует обратить внимание и на отдельные детали техники способа передвижени€. ѕри показе и демонстрации необходимо соблюдать правила: не перегружать урок излишним показом и нагл€дными пособи€ми, а поэтому показывать только то, что имеет самое непосредственное отношение к материалу урока; всегда в показе
выдел€ть главные детали, обраща€ на них внимание учеников; обеспечивать высокое качество показа, методически грамотно организовывать показ - правильно выбирать место группы и направление движени€ при показе в зависимости от освещенности (солнце не должно мешать ученикам), рельефа лыжни, закрытођсти от ветра, а также врем€ показа в ходе урока - перед началом обучени€, своевременно по ходу урока, при по€влении типичных ошибок и др.
ѕри зан€ти€х лыжным спортом в школьной секции помимо показа более широко примен€ютс€ различные методы демонстрађции. Ёто отличает методику обучени€ на учебно-тренировочных зан€ти€х от школьного урока.
¬ ƒё—Ў более широкое применение наход€т технические средства обучени€, которые обеспечивают самое разнообразное применение методов нагл€дного воздействи€. Ќа школьном уроке по лыжной подготовке широкое применение технических средств обучени€ несколько затруднено в св€зи с большой нађполн€емостью класса и ограниченным временем урока, но во внеклассной (секционной) работе и тем более на учебно-тренировочных зан€ти€х в ƒё—Ў они должны посто€нно примен€тьс€ в полном объеме.
ѕомимо этого, в лыжном спорте возможно применение технических средств обучени€ с использованием звуковой и световой сигнализации и строчной зрительной информации о начале или окончађнии движени€, цикла хода, устройства, задающего темп движений. “акие приборы разработаны и могут примен€тьс€ при обучении юных лыжников в ƒё—Ў. Ќет необходимости в большом количестве таких устройств, их можно поочередно использовать при работе с юными лыжниками, допускающими ошибки или недођстаточно быстро осваивающими какие-либо детали хода.
ѕрактические методы. —ловесные и нагл€дные методы дают учащимс€ только представление об изучаемом способе передвижени€ на лыжах, практические методы позвол€ют полученные представлени€ перенести на непосредственное практическое освоение движений. ќсновна€ цель этих методов - воспитать и закрепить у школьников умени€ и навыки, необходимые дл€ передвижени€ на лыжах в разнообразных услови€х. ѕри обучении в лыжном спорте примен€ютс€ две основные разновидности практического метода: целостного разучивани€ упражнени€ и расчлененного (по част€м) разучивани€. Ёти методы тесно св€заны между собой и взаимодополн€ют друг друга. ¬ процессе совершенствовани€ техники способов передвижени€ на лыжах (один из этапов обучени€) примен€ютс€ игровые и соревновательные методы выполнени€ упражнений.
ћетод целостного разучивани€ упражнений наиболее распространен в лыжном спорте. Ётот метод с большим успехом используетс€ дл€ изучени€ любых способов передвижени€ на лыжах (от простых до самых сложных) - ходов, спусков, поворотов в движении и др.
ѕри использовании этого метода порой целесообразно проводить обучение в облегченных услови€х: при отличном скольжении, под уклон и т.д. (например, при освоении одновременных ходов). ¬ таких услови€х внимание учеников легко сосредоточить на точности движений, а не на силе отталкивани€, что порой вли€ет на качество освоени€ элементов хода. ¬ освоении поворотов тоже очень важно правильно подобрать рельеф склона. Ќапример, пер-воначальное изучение поворота на параллельных лыжах на спаде или бугре облегчает вход в поворот и др. ¬полне естественно, что в дальнейшем внешние услови€ усложн€ютс€, способству€ совершенствованию техники.
ѕри начальном обучении, и то не всегда, целесообразно выполн€ть движени€ в замедленном темпе с последующим постепенным ускорением движений. ¬се эти методические приемы имеют временный характер и чаще всего примен€ютс€ при первоначальном разучивании.  ак только управление движением перейдет в стадию умени€, целесообразно начать совершенствование способа движеђний на обычной скорости; в противном случае может произойти закрепление нерационального темпа и ритма движений. ¬се исправлени€ ошибок при выполнении ходов, поворотов и других элементов происход€т непосредственно во врем€ движени€.
Ѕольшое значение при обучении и совершенствовании техники способов передвижени€ на лыжах имеет выполнение движений под команду учител€. ќн может передвигатьс€ по параллельной лыжне и подавать команды в момент начала какой-либо фазы или элемента движени€. Ќапример, можно фиксировать внимание школьников на детал€х техники хода (Ђ¬ынос!ї, Ђ“олчок!ї, Ђѕодсед!ї), поворота (ЂЅросок!ї - туловища, Ђѕеренос!ї - массы тела) или на характере усилий (ЂЅыстро!ї, Ђ–ывок!ї, ЂЋегко!ї, Ђ—ильнее!ї) ќчень важно выполнение хода без излишнего напр€жени€ - этого тоже можно добитьс€, своевременно подава€ команды или указани€, обраща€ внимание на сильные и слабые элементы движени€, подчеркива€ моменты расслаблени€.  ак методический прием можно использовать и выполнение движений под личные команды или подсчет самим занимающимс€.
¬месте с тем школьник, Ђподсказывающийї себе моменты, фазы и прочее, должен предварительно хорошо изучить теорию данного хода. ћожно практиковать передвижение по лыжне за учеником, хорошо владеющим техникой хода, копиру€ его, тем
самым сопоставл€€ свои и его движени€, добива€сь совершенствовани€ техники. ƒл€ овладени€ расслаблением помимо обычного изучени€ техники целесообразно примен€ть передвижение с частой сменой темпа, череду€ участки с максимальной и умеренной интенсивностью. — этой же целью используют и передвижение в затрудненных услови€х (по глубокому снегу без лыжни или по очень м€гкой ненакатанной лыжне) с последующим выходом на хорошо подготовленный участок. ¬ этом случае выход на твердую лыжню позволит переключитьс€ на выполнение движений с большей легкостью, без излишнего напр€жени€.
ћетод расчленени€ цикла следует примен€ть при изучении более сложных по координации способов передвижени€ на лыжах, если структура хода или поворота позвол€ет это сделать (например, попеременный четырехшажный ход). ¬озможно применение этого метода и с учениками, которые по какой-либо причине не в состо€нии были сразу освоить ход целостным методом.
ѕри этом целесообразно обратить внимание на изучение, со-вершенствование и закрепление отдельных главных частей и наиболее сложных элементов всего хода. ≈сли в выполнении хода по€вились ошибки, необходимо перейти от целостного метода к расчлененному и изучить отдельно нужный элемент движени€. “ак, при по€вившихс€ ошибках в работе ног в попеременном двухшаж-ном ходе следует вернутьс€ к совершенствованию скольз€щего шага и его элементов (подседани€, свободного скольжени€ и др.) с применением подвод€щих упражнений и в различных вариантах.
»зучив детали техники, необходимо вернутьс€ к целостному методу и совершенствовать весь ход. ќднако следует помнить, что длительное расчленение основных способов передвижени€ на лыжах нецелесообразно и даже опасно, так как может про-изойти закрепление этих расчлененных действий. «атем трудно будет Ђсобратьї их в единое целое. Ѕольшое значение дл€ изучени€ техники передвижени€ на лыжах имеют подвод€щие и имитационные упражнени€.
ѕодвод€щие упражнени€ больше всего примен€ютс€ при на-чальном обучении, а имитационные - как в начале, так и при со-вершенствовании техники. Ќеобходимо использовать такие под-вод€щие упражнени€, которые сходны по структуре и характеру нервно-мышечных напр€жений с элементами хода или поворота.   каждому способу передвижени€ на лыжах может быть создана система подвод€щих упражнений, котора€ базируетс€ на таком €влении, как положительный перенос навыков. ѕодбор упражнений, характер расчленени€ должны определ€тьс€ учителем и тренером в зависимости от индивидуальных условий и особенностей каждого ученика (группы). ƒлительность применени€ зависит от
сложности и значени€ элемента хода, а также от уровн€ подготовленности юных лыжников. ƒлительное и безграмотное применение подвод€щих упражнений, их неверный подбор (отрицательный перенос навыка) могут принести больше вреда, чем пользы, и надолго зат€нуть процесс обучени€.
¬ процессе обучени€ и совершенствовани€ техники способов передвижени€ у школьников, особенно в младшем возрасте, целесообразно шире использовать игровой и соревновательный методы в виде игр и игровых заданий.
ѕри изучении техники передвижени€ на лыжах все перечис-ленные методы и множество методических приемов имеют большое значение в построении процесса обучени€. Ќи один из методов не €вл€етс€ универсальным, и их сочетание во многом вли€ет на качество учебного процесса по лыжной подготовке и лыжному спорту. —ловесные методы и методы нагл€дного воздействи€ взаимно дополн€ют и уточн€ют друг друга. ќни могут сочетатьс€ в уроке в различных вариантах. »х соотношение во многом определ€етс€ возрастом и подготовленностью учеников. ¬ младших классах метод показа примен€етс€ более широко, а объ€снение только дополн€ет его. ќбъ€снение в этом возрасте не должно носить углубленного характера, а быть достаточно образным, простым и доходчивым.
¬ старших классах помимо показа способа в целом необходимо более подробно рассказать о детал€х, а не ограничиватьс€ только описанием формы движений. ѕри совершенствовании хода или движений, которые ученики уже выполн€ют автоматически, нецелесообразно подробно разбирать их детали, так как во врем€ выполнени€ хода ученики переключают свое внимание на детали (например, в скольз€щем шаге на подседание) и в итоге может наступить деавтоматизаци€ движений. Ёто имеет смысл в том случае, если необходимо исправить какую-либо деталь в цикле хода. ¬се это св€зано с возрастными особенност€ми воспри€ти€ у школьников.
ѕри обучении возможны следующие варианты сочетани€ словесных методов с нагл€дными: при изучении нового способа передвижени€ на лыжах учитель вначале называет его, объ€сн€ет, а затем показывает в целом (такое сочетание обычно примен€етс€ при более сложных ходах); при изучении простого способа достађточно вначале показать, а затем кратко объ€снить движени€; при изучении наиболее сложных способов передвижени€ на лыжах (например, поворота на параллельных лыжах, попеременного че-тырехшажного хода) обычно вначале следует объ€снение, затем показ в обычном и замедленном темпе и уже потом - разъ€снение деталей движений.
¬о всех случа€х за показом и объ€снением в любых их сочетани€х следует практическое выполнение хода по первому представлению. ”читель наблюдает за учащимис€ и по ходу передвижени€ по учебному кругу делает замечани€, разъ€снени€ и исправлени€. ¬ том случае, если у нескольких школьников имеютс€ типичные ошибки, целесообразно остановить всю группу и указать на них, объ€снить причину по€влени€ и обратить внимание на пути их устранени€. ѕосле этого ученики продолжают движение по учебному кругу и исправл€ют указанные ошибки.
ѕрименение всех методов и приемов обучени€ с учетом воз-растных, половых и индивидуальных особенностей обеспечивает прочное освоение техники лыжного спорта.


Ћыжный спорт в послевоенные годы ќсновы техники передвижени€ на лыжах ќсновы обучени€ в лыжном спорте ¬заимодействие двигательных навыков, последовательность обучени€ школьников ѕринципы обучени€ —труктура процесса обучени€ ѕодготовка мест зан€тий и организаци€ обучени€ “равматизм, причины его возникновени€ и меры предупреждени€ “ехника и методика обучени€ способам передвижени€ на лыжах ѕланирование и управление процессом подготовки 

¬се права защищены студией creativeDRU.

Ћ≈„≈ЅЌјя

‘»« ”Ћ№“”–ј

¬ »Ќ—“»“”“≈

Ќовости сайта


ѕриглашаем прин€ть участие в круглом столе!
подробнее   >>>

»нститут ћенеджмента, Ёкономики и »нноваций начинает набор на курсы повышени€ квалификации!
подробнее   >>>

”важемые студенты јЌќ ¬ѕќ »ћЁи»!
подробнее   >>>

Ќачинаетс€ набор на курсы повышени€ квалификации!
подробнее   >>>

ѕриглашаем прин€ть участие в конференци€х!
подробнее   >>>

все новости...

–азмещение рекламы